Запис Детальніше

Узагальнення і систематизація навчального матеріалу учнями на уроках: (на прикладі вивчення біології та хімії в основній школі)

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Узагальнення і систематизація навчального матеріалу учнями на уроках: (на прикладі вивчення біології та хімії в основній школі)
 
Creator Коршак, Тетяна Євгеніївна
 
Subject мислення
мышление
mentality
mental operations
операции мышления
мисленнєві операції
узагальнення
обобщение
generalization
systematization
систематизация
систематизація
уміння
умения
ability
system of exercises
система заданий
система вправ
371.3+372.854+372.857
 
Description В дисертаційному досліджені узагальнюються наробки науковців з питань форму-вання і розвитку в школярів підліткового віку мисленнєвих операцій узагальнення і систе-матизації навчального матеріалу на змісті природничих наук. Розроблена спеціальна сис-тема пізнавальних завдань і вправ, спрямованих на розвиток умінь узагальнення і система-тизації навчального матеріалу та підвищення рівня засвоєння знань і успішності учнів в процесі вивчення природничих дисциплін. Виявлені умови, за яких дана система завдань і вправ діє: наявність у школярів позитивної навчальної мотивації; наявність необхідного дієвого апарату, здатність учнів до аналізу та самоаналізу; забезпечення послідовності у ро-звитку вмінь узагальнювати і систематизувати навчальний матеріал; поєднання репродук-тивної і творчої діяльності учнів з поступовим переходом до самостійної роботи. Розробле-ні критерії оцінювання сформованості умінь узагальнення і систематизації знань і відпові-дно до цих критеріїв виділені рівні сформованості.
В диссертационном исследовании обобщаются наработки ученых по вопросам фо-рмирования и развития у школьников подросткового возраста операций обобщения и сис-тематизации. Ведущая идея работы - развитие мышления учеников через обучение предме-там естественного цикла.
Анализ и обобщение результатов диссертационного исследования показали, что проблема развития мышления ребенка является одной из главных, которые решет педаго-гика. Сегодня наблюдается значительный разрыв в этой отрасли между теоретическими достижениями и их практической реализацией в учебно-воспитательном процессе. Поэто-му обращается особое внимание исследователей и учителей не только на поиск путей раз-вития теории, но и на разработку, апробацию и внедрение в практику школы конкретных рекомендаций, направленных на развитие учебно-воспитательного процесса, общей деяте-льности учителей и учеников.
Главное место в интеллектуальном развитии учеников, как известно, занимают умения осуществлять обобщение и систематизацию материала, что и является предметом изучения и формирования на примере естественных дисциплин. Ученики должны уметь осуществлять индуктивное или эмпирическое обобщение, теоретическое обобщение и сис-тематизировать материал. Овладение обобщением дает возможность ученикам осуществ-лять операцию систематизации, одним из основных способов которой является установле-ние родовидовых отношений, выделение в понятиях рода видового отличия. Реализовать это можно только в процессе познавательно-практической деятельности учеников под ру-ководством учителя. Независимо от места в учебном процессе и объема учебного материа-ла при формировании в учеников операций обобщения и систематизации выделяют такие приемы:
а) обобщения: выводы, определение понятий, составление схем, определение при-надлежности к группе;
б) систематизации: составление алгоритма решения задачи, составление целей (пи-тания, взаимопревращений и др.), систематизация объектов.
Согласно содержанию учебных предметов естественного цикла средней общеобразовательной школы разработана система заданий и упражнений, позволяющая совершенствовать умения учеников обобщать и систематизировать знания и выделены условия наиболее эффективного ее применения. Особое место в этой системе заданий занимают упражнения, в которых используют и составляют схемы и таблицы обобщающего содержания..
Обучение на основании обобщенных и определенным образом систематизирован-ных знаний и способов действий и их перенос на новый учебный материал дает положите-льные результаты на достаточно продолжительное время, тогда как отсутствие специаль-ной деятельности в этом направлении, недостаточная работа над формированием обобщен-ных знаний и способов деятельности, как ядра системы, приводит не только к ненужному топтанию на месте, но и отсутствию у школьников понимания сути категориальных отно-шений в научной системе, что отрицательно сказывается на процессах формирования научных знаний по тому или иному предмету, умений учеников, и их развития.
Обобщенные способы действий могут быть сформированы только тогда, когда ус-воятся не сами явления, а их суть, то, что их объединяет и что различает, то есть общие и различные признаки, а также при соблюдении определенных психолого-педагогических условий. Особенность такого подхода состоит в том, что школьник обучается рассматри-вать отдельные явления, факты науки с позиции его отношения к целому, в составлении с другими единицами этого уровня. Это, в свою очередь, благоприятствует формированию у школьников системных знаний, развивает не только узкодисциплинарное, но и общее мы-шление учеников, вооружает их обобщенными способами решения целого набора конкрет-ных учебных заданий, позволяет экономить время, выделенное на изучение темы или раз-дела.
В диссертационном исследовании также выделены условия, при соблюдении которых данная система эффективна. Это: наличие у школьников положительной учебной мотивации, необходимого операционального аппарата, развития способности учащихся к анализу и самоанализу, обеспечение последовательности в развитии умений обобщать и систематизировать учебный материал, объединение репродуктивной и творческой деятель-ности учащихся с последующим переходом к самостоятельной работе. Также разработаны критерии для оценки уровня сформированности умений школьников обобщать и система-тизировать учебный материал; выделены четыре уровня. Анализ результатов эксперимен-тальных исследований показал увеличение количества ответов высокого уровня сформированности умений обобщать и систематизировать учебный материал детьми, которые обучались по разработанной системе заданий и упражнений. Уменьшилось количество ответов среднего и низкого уровня.
In this thesis the investigations of scientists in the field of the formation and the development of mental operations among teenagers generalization and systematization of learning material on the examples of the study of the natural science are generalized. The special system of cognitive tasks and exercises, directed on the development of ability generalization and systematization of the studying material and the rise of mastering of the learning material and making success of pupils on the contents of natural subjects are generalized. The conditions are found according which the system of tasks and exercises works. As the pupils have positive studying motivation, the necessary working apparatus, the possibility of pupils to the analysis and self-analysis, the providing of consistence in the development of these conceptions, unification of reproductive and creative activity of pupils with gradual passing to the independent work. The criteria’s of estimation of forming of ability; the generalization and systematization of knowledge are worked out and according to these criteria’s equal formations are picked out.
 
Date 2014-12-25T13:39:48Z
2014-12-25T13:39:48Z
1999
 
Type Other
 
Identifier Коршак, Тетяна Євгеніївна. Узагальнення і систематизація навчального матеріалу учнями на уроках: (на прикладі вивчення біології та хімії в основній школі): автореф. дис... канд. пед.: наук:13.00.01 / Т.Є. Коршак ; наук. кер. Г. Д. Панченко ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 1999. — 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6161
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова