Формування культури ділового мовлення у студентів аграрного вузу (на матеріалі спеціальностей "Облік і аудит" та "Менеджмент організацій")
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Формування культури ділового мовлення у студентів аграрного вузу (на матеріалі спеціальностей "Облік і аудит" та "Менеджмент організацій")
|
|
Creator |
Михайлюк, Валентина Олександрівна
|
|
Subject |
Business Speech
деловая речь ділове мовлення культура ділового мовлення культура деловой речи business speech culture communicative qualities коммуникативные качества комунікативні якості мовленнєва компетентність речевая компетентность speech competence teaching modules обучающий модуль навчальний модуль тест тест test business documents деловая документация ділова документація 372.8083:808.3 |
|
Description |
У дисертації обґрунтовано науково-теоретичні, організаційно-методичні основи формування культури ділового мовлення студентів аграрного вузу, експериментально перевірено на основі впровадження нових технологій навчання методику реалізації структурно-функціонального, комунікативно-діяльнісного підходів до формування комунікативних якостей ділового мовлення, які визначають рівень мовленнєвої компетентності майбутніх фахівців економічних галузей аграрного виробництва.
В диссертации рассматривается проблема формирования культуры деловой речи у студентов аграрного вуза. Во введении обоснованы актуальность исследования, определены его цель, объект, предмет, сформирована гипотеза и задачи, освещается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, которые выносятся на защиту, описаны формы апробации работы. В первом разделе рассмотрено лингвистические понятия, которые легли в основу исследования (деловая речь, коммуникативные качества деловой речи, особенности усной и письменной речи, коммуникативные единицы деловой речи), исследовано различия в их трактовании. Теоретические и практические задачи общей речевой культуры являются основой для развития новой лингвистической науки – культуры деловой речи, требуют четкого определения критериев её коммуникативных качеств, нормативной базы. Важную роль в формировании культуры деловой речи играет высшая коммуникативная единица – текст документа, который содержит богатство дидактических возможностей для применения форм, способов, приемов работы с общей, узкоотраслевой, деловой лексикой, терминами, клише-формами, синтаксическими конструкциями и т.п. Разработанные нами критерии оценки текстов документов способствовали созданию системы упражнений и заданий, что обеспечило формирование практических навыков и умений студентов. Практическое применение теории речевой деятельности базируется на нау¬чных принципах коммуникативности, ситуативности, вариантности и т.д. Во втором разделе исследовано организацонно-методические основы формирования культуры деловой речи студентов аграрных вузов, обоснованы основные формы, приемы, методы (традиционные и современные), которые используются в учебном процессе. Проанализированы современные программы как одно из важнейших условий организации и обеспечения высокого уровня культуры деловой речи студентов. Предложено разработанную нами программу, в основе которой модульный принцип обучения, предусматривающий системный комплексный подход к формированию культуры деловой речи. Структура современных пособий по украинской деловой речи должна соответствовать принципам проблемности, диалогичности, модульности, обеспечивать реализацию коммуникативно-деятельного принципа обучения. Основой создания методики обучения культуре деловой речи стали исторический, познавательный, проблемный методы, метод моделирования. Одним из самых эффективных приёмов, способствующий повышению как культуры деловой речи, так и уровня квалификации будущих специалистов является организация иммитационно-ролевых деловых игр, ситуаций, диалогической, полилогической речи, применяемых как при изучении языка деловых бумаг, так и создании условий, приближенных к будущей производственной деятельности студентов. Диалогические, полилогические, ролевые, деловые игры дополняли систему познавательно-проблемных заданий к каждому учебному модулю, выполняя важную функцию развивающего обучения. В третьем разделе проверено эффективность методической технологии обучения языку деловых бумаг, модульной системы, тестового контроля и проверки качества знаний студентов. В экспериментальном исследовании в соответствии с целью, заданиями и спецификой практического курса была задействована система наиболее оптимальных и эффективных форм учебно-познавательной деятельности студентов: самостоятельная работа, семинарские, практические занятия. Лекция исполняла информационно-познавательную функцию. Создавая систему упражнений для исследования, мы исходим из того, что это должна быть не статическая последовательность школьных упражнений, а логически продуманная последовательность умственных действий и операций, что основаны на знании особенностей коммуникативных качеств речи. Количественный и качественный анализ результатов исследовательской работы подтверждает эффективность разработанной методики преподавания культуры деловой речи в аграрных вузах по специальности “Учет и аудит” и “Менеджмент организаций”. Scientific-theoretical, organizational-methodological bases of Business Speech culture formation in students of agrarian higher educational establishments his well-grounded in the dissertation. Methods of realization of structural-functional, communicative activities approaches towards forming Business Speech communicative qualities that define speech competence level in future specialists-economists of agricultural production was tested on the basis of the new teaching technologies introduction. |
|
Date |
2014-12-25T14:34:34Z
2014-12-25T14:34:34Z 1999 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Михайлюк, Валентина Олександрівна. Формування культури ділового мовлення у студентів аграрного вузу (на матеріалі спеціальностей "Облік і аудит" та "Менеджмент організацій"): автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / В.О. Михайлюк ; наук. кер. М. Я. Плющ ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 1999. — 28 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6163 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова
|
|