Психологічні особливості розвитку "Я - образу" акцентуйованих підлітків
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Психологічні особливості розвитку "Я - образу" акцентуйованих підлітків
|
|
Creator |
Бушай, Ігор Михайлович
|
|
Subject |
accentuations of character
акцентуации характера акцентуації характеру акцентуйований підліток акцентуированный подросток accentuated teenager the model of “Self-image“ formation модель образования “Я-образа” модель становлення “Я-образу” поведінка поведение behavior psychocorrective work психокоррекционная деятельность психокорекційна діяльність самоповага самоуважение self-esteem anxiety тревожность тривожність “Я-образ” “Я-образ” “Self-image“ 159.923.2 |
|
Description |
In the thesis investigation the process of formation of “Self-image“ of teenagers with the most spreaded accentuations of character is concidered; the model of “Self-image“ of rising personality forming is theoretically based; the common and individual peculiarities of the development of separate components of “Self-image“ model (cognitive, emotio-estimative, conductive) with combination of individually-psychological characteristics of four the most spreaded among the contemporary schoolchildren types of accentuations — labile, demonstrative, active, unstable — are established; the system of psychocorrective work oriented on the optimisation of the development of the teenagers-accentuaters’ adequate “Self-image“is practically tested.
Диссертационная работа посвящена исследованию психологических особенностей структурных компонентов “Я-образа” учащихся-подростков средних школ с наиболее распространенными типами акцентуаций характера. Психологическое понятие “Я-образ” (образ “Я”) рассматривается в исследовании как процесс и результат формирования психического новообразования подросткового возраста. Данная категория отражает систему личностных отношений индивида к себе, включая в комплексе целевой, информационный, мотивационно-потребностный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий, коммуникационный, результативный, оценочный, психокоррекционный компоненты. Наиболее распространенные психологические причины отклонений (девиаций) поведения современных подростков связаны с наличием у них акцентуированных черт характера. Используя типологию К.Леонгарда нами установлено, что наиболее часто встречаются учащиеся с лабильным (16,2%), демонстративным (9,5%), гипертимным (9,2%), неустойчивым (7,9%) типами. В результате проведенного экспериментального исследования установлены общие тенденции развития когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов “Я-образа” у акцентуированных подростков и без заостренных черт характера; индивидуальные особенности, присущие учащимся каждой из исследуемых групп. Так, выявлено, что: 1) когнитивная составляющая “Я-образа” подростков-акцентуантов в целом характеризуется относительно низким уровнем развития интегрирующей составляющей личностной рефлексивности, высоким — дифференциирующей, эмоционально-нейтральным или негативным ее смыслом; 2) эмоционально-оценочная — средним уровнем развития самооценки волевых качеств, неадекватно заниженными или завышенными показателями самоуважения, личностной и реактивной тревожности, самооценкой общей психической активности, доминированием эмоционально-негативных или нейтральных установок при формировании стратегии жизненной перспективы (образы “Я-прошлое”, “Я-теперь”, “Я-будущее”); 3) поведенческая — доминирование экстернальных тенденций развития локуса контроля поведения, при взаимодействии в конфликтных ситуациях — склонностью к соперничеству или избегание, несформированность навыков поиска компромиссных решений, сотрудничества. На основе анализа критериев диагностики структурных компонентов “Я-образа” — когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого — выделено уровни развития образа “Я” подростков пяти исследуемых групп (І— с лабильной, ІІ — демонстративной, ІІІ — гипертимной, IV — неустойчивой акцентуациями, V — без заостренных черт характера): высокий — неадекватно завышенный; средний — адекватный, реалистичный; низкий — неадекватно заниженный. Результаты психодиагностики свидетельствуют, что большинству учащихся без акцентуаций характера (58,7%) свойственен средний уровень развития “Я-образа”; лабильного (52,4%), неустойчивого (59,3%) типов — неадекватно заниженные показатели; демонстративного (51,3%), гипертимного (50,8%) — неадекватно завышенные. С целью формирования у подростков-акцентуантов адекватного уровня развития “Я-образа” разработана и апробирована система психокоррекции, которая направлена на оптимизацию: 1) когнитивного компонента “Я-образа”; 2) эмоционально-оценочного; 3) поведенческого; 4) овладение учащимися навыками психофизиологической релаксации, мобилизации внутренней энергии и усилий для преодоления состояний тревожности, развития волевых качеств характера и т.д. В результате проведенной психокоррекционной работы повторная диагностика уровней развития “Я-образа” подростков свидетельствует о наличии положительных изменений в структуре личностной рефлексивности учащихся — ее усложнении, реалистичности и т.д.; развитии адекватности самоотношения, самооценки, волевых черт характера, личностной и реактивной тривожности, положительной стратегии жизненной перспективы (образы “Я-прошлое”, “Я-теперь”, “Я-будущее”); формировании интернальных качеств субъективного локуса контроля поведения, навыков сотрудничества и поиска компромиссных решений. На основе полученных выводов разработаны практические рекомендации для школьных психологов, учителей-классоводов по диагностике и коррекции поведения акцентуированных подростков с наиболее распространенными типами заостренных черт характера. Дисертацію присвячено питанням процесу становлення “Я-образу” підлітків з найбільш поширеними акцентуаціями характеру. У дослідженні теоретично обгрунтована модель формування “Я-образу” підростаючої особистості; встановлено загальні та індивідуальні особливості розвитку окремих структурних компонентів моделі “Я-образу” (когнітивного, емоційно-оцінного, поведінкового) у поєднанні з індивідуально-психологічними характеристиками чотирьох найбільш поширених у сучасних школярів типів акцентуацій — лабільної, демонстративної, гіпертимної, нестійкої; практично перевірена система психокорекційної роботи, зорієнтованої на оптимізацію розвитку адекватного “Я-образу” підлітків-акцентуантів. |
|
Date |
2015-01-02T21:14:11Z
2015-01-02T21:14:11Z 2000 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Бушай, Ігор Михайлович. Психологічні особливості розвитку "Я - образу" акцентуйованих підлітків: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / І.М. Бушай ; наук. кер. О. В. Скрипченко ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 2000. — 19 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6222 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова
|
|