Психосоціальний розвиток особистості юнацького віку з гомосексуальною орієнтацією
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Психосоціальний розвиток особистості юнацького віку з гомосексуальною орієнтацією
|
|
Creator |
Козачук, Олена Анатоліївна
|
|
Subject |
сексуальна орієнтація
сексуальна ідентичність гомосексуальна орієнтація психосоціальний розвиток особистості "Я"-концепція стигматизована "Я"-концепція юнацький вік соціальна адаптація sexual orientation sexual identity homosexual orientation psychological factors psychosocial development of personality "I"-concept stigmatization "I"-concept youth age social adaptation сексуальная ориентация сексуальная идентичность гомосексуальная ориентация психосоциальное развитие личности "Я"-концепция стигматизированая "Я"-концепция юношеский возраст социальная адаптация 316. 61:616. 89-008. 44236-053. 6 |
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, Київ, 2015. Дисертація присвячена теоретико-експериментальному дослідженню психосоціального розвитку особистості юнацького віку з гомосексуальною орієнтацією. У роботі представлено аналіз провідних дослідницьких парадигм та психолого-педагогічних підходів до визначення сутності поняття "сексуальна орієнтація" і здійснено системне вивчення феномена гомосексуальної орієнтації. Встановлено, що психосоціальний розвиток особистості юнацького віку із гомосексуальною орієнтацією полягає у проходженні характерних соціальних і психологічних юнацьких криз (кризи ідентичності або сплутаності ролей, та кризи близьких стосунків або ізоляції), що накладається на процес становлення гомосексуальної ідентичності у індивідів, які мають сексуальний потяг до осіб тотожної статі. Представлено психологічну модель психосоціального розвитку особистості юнацького віку із гомосексуальною орієнтацією, визначено структуру (когнітивні, емоційно-оцінні і поведінкові компоненти), критерії, показники та рівні (високий, середній, низький) психосоціального розвитку гомосексуалів юнацького віку та переважання низького рівня. Розроблено програму психокорекційної допомоги з підвищення потенціалу психосоціального розвитку особистості юнацького віку з гомосексуальною орієнтацією з метою сприяння інтеграції сексуальної орієнтації в "Я-концепцію" клієнта і гармонізації психосоціального становлення гомосексуальної ідентичності означених юнаків. Доведено ефективність обраного напряму роботи та сформульовано практичні рекомендації психологам з підтримки психосоціального розвитку гомосексуалів юнацького віку. The thesis for Candidate of psychology Degree in speciality 19.00.07 – Pedagogical and Age Psychology. – M. P. Dragomanov National Pedagogical University, Kyiv, 2014. Thesis is devoted to theoretical and experimental research of psychosocial development of personality in youth age with a homosexual orientation. The analysis of prominent research paradigms, psychological and pedagogical approaches to defining essence of "sexual orientation" concept are presented in the work, the systemic studying of homosexual orientation phenomenon was done, its structure, inner and outer psychological reasons were defined and described in the work. We consider that cooperation of biological, genetic, psychological, social factors is leading reasons of homosexual orientation; conformities to law of psychology sexual development of personality is motive forces; homosexual identity and implementation of the proper gender role is the terms of forming of homogender sexual orientation. We developed the program of psychological help in adaptation to social surroundings youths with homogender sexual orientation. Диссертация на получение научной степени кандидата психологических наук за специальностью 19.00.07 – педагогическая и вековая психология. – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, 2014. Диссертация посвящена теоретико-експериментальному исследованию психосоциального развития личности юношеского возраста с гомосексуальной ориентацией. В работе представлен анализ ведущих исследовательских парадигм и психолого-педагогических подходов к определению сущности понятия "сексуальная ориентации" и осуществлено системное изучение феномена гомосексуальной ориентации. Установлено, что психосоциальное развитие личности юношеского возраста с гомосексуальной ориентацией заключается в прохождении характерных социальных и психологических юношеских кризисов (кризисы идентичности или спутывания ролей, и кризисы близких отношений или изоляции), которое накладывается на процесс становления гомосексуальной идентичности у индивидов, которые имеют сексуальное влеченье к лицам тождественного пола. Представлена психологическая модель психосоциального развития личности юношеского возраста с гомосексуальной ориентацией, определена структура (когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие компоненты), критерии, показатели и уровни (высокий, средний, низкий) психосоциального развития гомосексуалов юношеского возраста и преобладания низкого уровня. Эмпирическое исследование показало, что высокий уровень психосоциального развития у гомосексуалов юношеского возраста предполагает наличие полных знаний о гомосексуальной ориентации, конгруэнтность гомосексуальной идентичности, адекватной самооценки, высокого самоуважении в качестве объекта сексуальных отношений, эмоционального принятия своей гомосексуальной ориентации, позитивное отношение к сексуальным взаимоотношениям гомосексуального характера, моделирования коммуникативных ситуаций, планирования и реализации парных отношений, расширения социальных ролей, наличие целостной "Я-концепции". Эмпирически доказано, что большинство опрошенных гомосексуалов имеют низкий уровень психосоциального развития. Для этих респондентов характерными оказались проблемы в общении, ожидание непринятия со стороны других, ощущение коммуникативной изолированности, пессимистическое восприятие будущего, обесценивания своей личности. Выявлено, что для большинства гомосексуалов юношеского возраста присущий низкий уровень самооценки и самоуважения как сексуального объекта. Это выражается в низкой оценке индивида собственной способности, значимости и успешности в сексуальных ролях и негативном отношении к себе. Кроме того, для представителей гомосексуальной ориентации свойственной оказалась склонность к низкому уровню социальной адаптации, низкий уровень самопринятия и эмоционального комфорта, субъективное ощущение одиночества, которое выражается в трудностях построения длительных близких отношений. Разработанная программа психокоррекционной помощи в повышении потенциала психосоциального развития личности юношеского возраста с гомосексуальной ориентацией с целью содействия интеграции сексуальной ориентации в "Я-концепцию" клиента и гармонизации психосоциального становления гомосексуальной идентичности отмеченных юношей. Доказана эффективность избранного направления работы и сформулированы практические рекомендации психологам в поддержки психосоциального развития гомосексуалов юношеского возраста. |
|
Date |
2015-12-03T14:27:13Z
2015-12-03T14:27:13Z 2015-12 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Козачук, Олена Анатоліївна. Психосоціальний розвиток особистості юнацького віку з гомосексуальною орієнтацією : автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / О. А. Козачук ; наук. кер. В. М. Ямницький ; М-во освіти і науки України ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – К., 2015. – 23 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/8690 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
ФОП Колодяжний Р. М.
|
|