Методика підготовки майбутніх учителів музики до керівництва естрадними колективами у позашкільній роботі
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Методика підготовки майбутніх учителів музики до керівництва естрадними колективами у позашкільній роботі
|
|
Creator |
Филипчук, Мирослав Степанович
|
|
Subject |
керівництво естрадними колективами
позашкільна робота технологія керівництва етапи методичної підготовки до керівницької діяльності руководство эстрадными коллективами внешкольная работа технология руководства этапы методической подготовки к руководству leadership of variety group the extra-work technology of leadership phases of the methodical preparation to the leadership activity 371.124:78 |
|
Description |
Дисертація присвячена проблемі підготовки майбутніх учителів музики до керівництва естрадними колективами в позашкільній роботі. Проаналізовано наукову літературу з проблем естрадного виконавства та досліджено процес становлення і розвитку естрадно-колективного виконавства як специфічного виду музичної діяльності. Розкрито специфіку керівництва естрадними колективами в позашкільній роботі, визначено та обґрунтувано педагогічні умови, які є необхідними для успішної керівницької діяльності. У роботі визначено зміст, структуру та критеріальну базу готовності майбутніх учителів музики до керівництва естрадними колективами. Розроблено та впроваджено в навчальний процес спеціальну методику підготовки майбутніх учителів музики, яка поєднує в собі підготовчий (передрепетиційний), виконавський (репетиційний), завершальний (творчий) етапи методичної підготовки майбутніх фахівців до керівницької діяльності. Здійснено експериментальну апробацію створеної методики, яка супроводжується статистичними даними і засвідчує її ефективність. Работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы подготовки будущих учителей музыки к руководству эстрадными коллективами во внешкольной работе. Проведенный анализ состояния научного осмысления проблемы в психолого-педагогическом, эстетическом, музыкальном аспектах убеждает в том, что на сегодняшний день актуальной есть проблема усовершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов к руководству эстрадными коллективами во внешкольной работе, которые должны уметь вовлечь подрастающее молодое поколение в глубокое познание произведений музыкального искусства и их творческого развития в процессе коллективных музыкальных занятий. В диссертации руководство эстрадными коллективами рассматривается с позиций обеспечения педагогических условий для развития творческой активности участников и их самовыражения в процессе коллективного музицирования. В результате теоретического анализа доказано, что успеваемость деятельности эстрадного коллектива возможна при условии профессиональной подготовки будущих учителей музыки, которая включает психолого-педагогический аспект (изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, развитие эстетичного вкуса и гуманных качеств у детей, формирование стойкого интереса в учеников к музыкально-коллективной игре); музыкально-теоретический (знания по истории музыки, гармонии, аранжировке, импровизации, полифонии, анализу музыкальных форм); организационно-методический (создание эстрадного коллектива, владение методикой музыкального обучения и воспитания, технологией руководства музыкальным коллективом, умение влиять на коллектив и вовлекать учеников в творческую деятельность); операционно-действенный (навыки и умения игры на музыкальном инструменте). В исследовании выделены структурные компоненты готовности будущих учителей музыки к руководству эстрадными коллективами во внешкольной работе, а именно: мотивационно-познавательный; когнитивно-операционный; творческо-деятельный; эмоционально-волевой. Соответственно смысловым параметрам отмеченных компонентов определены критерии и показатели подготовки студентов к исследуемому виду педагогической деятельности. Анализ результатов, полученных в ходе диагностирования, позволил выявить определенные недостатки: студенты не имеют четкого представления о будущей музыкально-педагогической деятельности в качестве руководителя детского эстрадного коллектива; не понимают специфики руководства творческим коллективом; большинство студентов не владеет практическими умениями и навыками руководить музыкальным коллективом; не имеет сформированных эмоционально-волевых качеств, которые бы помогали руководителю преодолевать психологические барьеры и неуверенность. На основе диагностирования были выделены следующие уровни готовности будущих учителей музыки к руководству эстрадными коллективами во внешкольной работе: высокий, достаточный, низкий. Формирующий эксперимент проводился соответственно разработанной методике подготовки студентов к руководству эстрадными коллективами во внешкольной работе и включал три этапа: первый этап (подготовительный) педагогической работы направлен на формирование у студентов стойкого интереса и заинтересованности в музыкально-педагогической деятельности руководителя творческого коллектива, выявления педагогических и профессиональных шагов и подходов в понимании специфики руководительной деятельности учителя музыки, обогащения и углубления знаний студентов по вопросам организации и руководства эстрадными коллективами во время изучения курса „Методика работы с эстрадными музыкальными коллективами”; второй этап (исполнительский) был направлен на формирование у студентов практических умений и навыков и проводился в условиях работы студенческого эстрадного музыкального коллектива; третий этап (завершающий) предусматривал развитие самостоятельности студентов в применении приобретенных практических умений и навыков руководства деятельности в условиях педагогической практики, которая проводилась на базе детского эстрадного музыкального коллектива дворца детей и молодежи г.Ровно. В ходе экспериментальной работы были использованы различные формы работы: индивидуальные, групповые и коллективные. Результаты теоретического обоснования и экспериментальной проверки засвидетельствовали позитивные сдвиги уровней сформированности готовности к руководству эстрадными коллективами во внешкольной работе у студентов экспериментальной группы в отличие от контрольной, что свидетельствует об эффективности и преимуществе предложенной методики и целесообразности ее применения в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогических факультетов высших учебных заведений. The thesis deals with the problem of training future teachers of music to guide variety groups in the extra-work. Analyzed scientific literature on the variety performance and studied the process of formation and development of variety-collective performance as a specific kind of musical activity; disclosed specific of guide variety groups in the extra-work, defined and grounded pedagogical conditions that are necessary for successful leadership activity. The paper defined the content, structure and criteria of the future teachers of music variety groups’ preparedness for taking the leadership over their collectives. Developed and implemented a special method of training future teachers of music in an educational process, which combines the preparatory (before rehearsal), performance (rehearsal), and final (creative) phases of the methodical preparation of future specialists to the leadership activity. Accomplished experimentally approbation of established methodology, which is accompanied by statistical data and confirming its effectiveness. |
|
Date |
2016-03-30T09:06:55Z
2016-03-30T09:06:55Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Филипчук М. С. Методика підготовки майбутніх учителів музики до керівництва естрадними колективами у позашкільній роботі : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / М. С. Филипчук ; наук. керівник О. П. Щолокова ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9755 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|