Соціально-психологічні умови особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Соціально-психологічні умови особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою
|
|
Creator |
Лисенко, Ірина Миколаївна
|
|
Subject |
життєве самовизначення
професійне самовизначення моральне самовизначення особистісне самовизначення делінквентна поведінка підлітків соціальні умови особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою жизненное самоопределение психологічні умови розвитку особистісного самовизначення профессиональное самоопределение моральное самоопределение личностное самоопределение делинквентное поведение социальные условия развития личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением психологические условия развития личностного самоопределения life self-determination professional self-determination moral self-determination personality self-determination delinguentis behaviour social conditions of self-determination for teenagers’ with delinguentis behaviour psychological conditions of development of the noted new formation 37.015.3:316.624:34 |
|
Description |
Дисертація присвячена вивченню особливостей особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою та виявленню соціально-психологічних умов розвитку зазначеного новоутворення. У роботі розкрито та обґрунтовано сутність поняття «особистісне самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою»; досліджено соціальні (взаємини з оточуючими) та психологічні умови (індивідуально-психологічні особливості) становлення означеного новоутворення та побудовано теоретичну модель вище вказаних умов; виявлено показники та рівні (достатній, помірний, низький) розвитку цього феномена у підлітків; обґрунтовано та впроваджено систему корекційно-розвивальних заходів для роботи з підлітками практичними психологами, вчителями, вихователями з метою активізації розвитку в них вказаного особистісного утворення. Диссертация посвящена изучению особенностей личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением, а также исследованию социально-психологических условий развития этого новообразования. Результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме самоопределения подростков позволили сформулировать понятие личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением, которое связано с их стремлением к познанию и принятию своего «Я» для выбора сознательной позиции относительно определения личностной перспективы развития на будущее: жизненной, моральной и профессиональной. Социальными условиями развития личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением являются особенности их взаимоотношений с окружающими. В ходе проведенного анализа установлено, что упоминаемая категория подростков характеризуется конфликтными отношениями со знакомыми и незнакомыми взрослыми, учителями, родителями и одноклассниками. В общении проблемные подростки демонстрируют неуступчивость, несогласие, а иногда жестокость и враждебность в ответ на требования взрослых. Психологическими условиями развития самоопределения подростков с делинквентным поведением являются такие их личностные особенности как высокий уровень тревожности, агрессивности, конфликтности, импульсивности, а также низкая самооценка. Выше указанное способствует тому, что в поведении подростков доминирующими становятся аффективные реакции, которые проявляются в немотивированных взрывах гнева, злости, ненависти и агрессивных реакциях на замечания окружающих. Таким образом, подростки с делинквентным поведением в общении с окружающими демонстрируют негативизм, враждебность, а также недоверие, которое сопровождается проявлениями агрессивности, грубости и неуступчивости в отношении к их требованиям и замечаниям. Следует также отметить, что некоторые подростки этой категории при взаимодействии с референтными взрослыми способны проявлять терпимость, доброжелательность, бесконфликтность, уравновешенность и уверенность в себе. По результатам проведенного исследования были определены показатели и уровни развития личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением: достаточный (высокий), умеренный (неадаптивный) и низкий (деструктивный), обоснование которых строилось на основе таких критериев, как особенности межличностных взаимоотношений с окружающими, ценностное отношение к самому себе, ориентация на достижение жизненных целей – отсутствие конкретных жизненных планов, позитивное представление о будущем – неопределенность будущего, сформированость – несформированость моральных ориентиров, наличие – отсутствие профессиональных планов на будущее. В ходе констатирующего эксперимента доказано, что поведение подростков упоминаемой категории отличается трудностями адекватного эмоционально-ценностного самоотношения, отсутствием ориентации на достижение жизненных целей, неопределенным представлением о своем будущем, несформированостью моральных и ценностных ориентиров и профессиональных планов на будущее. В процессе экспериментальной работы доказана целесообразность и эффективность применения коррекционно-развивающей программы и социально-психологического тренинга, способствующих активизации личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в психодиагностической и коррекционной работе практическими психологами, учителями, воспитателями с целью активизации личностного самоопределения проблемных подростков. The dissertation is devoted to the study of features of teenagers’personality self-determination with delinguentis behaviour and determination of psychological conditions of the noted new formation development. The content of the phenomenon teenagers’personality self-determination was concidered and substantiated; the social (interrelations with other people) and psychological conditions (individual-psychological peculiarities) of forming noted new formation were investigated; the theoretical model of the mentioned conditions was developed; the indexes and levels (high middle low) of this phenomenon development were found at the teenagers’; the system of correction-development measures for the work with teenagers’was substantiated and applied for practical psychologists teachers tutors with the aim of development activation of teenagers’personal new formation. |
|
Date |
2016-04-06T12:48:10Z
2016-04-06T12:48:10Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Лисенко І. М. Соціально-психологічні умови особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / І. М. Лисенко ; керівник роботи І. С. Булах ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9776 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|