Правове виховання учнів з вадами інтелектуального розвитку в навчально-виховному процесі
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Правове виховання учнів з вадами інтелектуального розвитку в навчально-виховному процесі
|
|
Creator |
Ляшенко, Олександра Олександрівна
|
|
Subject |
правове виховання
правова компетентність інтерактивні технології діти з вадами інтелектуального розвитку правовое воспитание legal competence legal education interactive technologies children with the lacks of intellectual development [376+371.2+376.42-053.5]:34 |
|
Description |
Дисертаційна робота присвячена дослідженню правового виховання учнів з вадами інтелектуального розвитку. Проаналізовано шляхи становлення правового виховання як в загальній, так і в спеціальній психолого-педагогічній літературі, конкретизовано й уточнено понятійний апарат правового виховання. У дисертації розроблені умови підвищення рівня сформованості правової вихованості (інтерактивні технології) у процесі вивчення основ правових знань вищезазначеної категорії дітей. Розроблена програма з правового виховання максимально орієнтована на перспективи післяшкільної соціальної адаптації учнів з вадами інтелектуального розвитку. У процесі експериментального навчання було підтверджено ефективність запропонованої методики правового виховання учнів з вадами інтелектуального розвитку як на уроках, так і в позаурочний і позакласний час. Диссертационная работа посвящена проблеме социально-правового воспитания учащихся 9-х классов с нарушениями интеллектуального развития. Проанализированы пути становления правового воспитания как в общей, таки в специальной психолого-педагогической литературе, конкретизировано и уточнено понятийный аппарат правового воспитания. Исследование показало, что учащиеся одного и того же класса имеют разный уровень усвоения знаний, умений и навыков: достаточный, средний, низкий и очень низкий, причем основную массу составляют ученики с низким и очень низким уровнем усвоения правовых знаний. Автором работы определен комплекс причин, которые приводят к низкому уровню правового воспитания учащихся 9-х классов вспомогательной школы. При организации учебно-воспитательного процесса учителя вспомогательных школ практически не учитывают индивидуальные особенности и возможности школьников в усвоении правоведческого материала. В практике вспомогательного обучения педагоги используют в основном урок на подачу нового материала и урок повторения знаний, а из методов обучения – объяснительно-иллюстративные и репродуктивные. Отсутствуют активные и интерактивные методы обучения основам правовых знаний, что не способствует повышению эффективности урока. Действующая традиционная субъект-субъектная модель организации деятельности не является достаточно продуктивной. Учитель стремится передать правовую информацию, а ученик, как «объект» обучения, ориентирован на то, что бы их запомнить и воспроизвести. Отмечается, что такая модель отношений в современных условиях ведет к снижению мотивации обучения, а сам процесс становится пассивным и в значительной степени формальным. Кроме того, педагоги стремятся дать учащимся определенную сумму знаний по основам правоведения, однако они не учат активно использовать их на практике. Автор исследования приходит к выводу, что правовое воспитание во вспомогательной школе носит в значительной мере бессистемный характер и ставит перед собой разработку целостной системы правового воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. В диссертации выделено три базовых подхода к формированию знаний и умений по правовому воспитанию: инновационно-ориентированный, субъект-субъектный и системный. Они направлены на то, чтобы комплексно, целенаправленно обеспечить переход от информационно-репродуктивной технологии учебно-воспитательной деятельности к личностно-ориентированной, а также в системе управления педагогической деятельностью обеспечить переход от императивного, авторитарного стиля к демократическому, ориентированного на взаимодействие учителя и ученика как субъектов педагогического процесса и создания условий для правового саморазвития. В работе впервые разработано и обосновано структурно-функциональную модель целостной системы правового воспитания девятиклассников и модель поэтапной реализации процесса правового воспитания этой категории детей; модернизировано содержание правового обучения учащихся 9-х классов вспомогательной школы с ориентацией на перспективы социальной адаптации учащихся вспомогательной школы; разработаны подходы к формированию содержательной основы правового воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития. В процессе экспериментального обучения была подтверждена эффективность предложенной методики правового воспитания учеников с недостатками интеллектуального развития как на уроках так и во внеурочное и внеклассное время. Ключевые слова: , правовая компетентность, интерактивные технологии, дети с недостатками интеллектуального развития. Dissertation work is devoted to research of legal education of students with the lacks of intellectual development. At dissertations the developed terms of increase of level of formed of the legal breeding (interactive technologies) in the process of study of bases of legal knowledges higher than the noted category of children. The ways of becoming of legal education are analysed both in general and in the special психолого-pedagogical literature, it is specified and the notion vehicle of legal education is specified. The developed program from legal education is maximally oriented to the prospects after school social adaptations of students with the lacks of intellectual development. In the process of experimental study the efficiency of the method of legal education of ouchnyav offered by us was confirmed with the lacks of intellectual development as on lessons so in pozaourochniy and extracurricular time. |
|
Date |
2016-04-06T13:02:21Z
2016-04-06T13:02:21Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Ляшенко О. О. Правове виховання учнів з вадами інтелектуального розвитку в навчально-виховному процесі : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. О. Ляшенко ; керівник роботи В. М. Синьов ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 24 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9777 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|