Методика формування вокально-виконавської надійності у майбутніх учителів музики
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Методика формування вокально-виконавської надійності у майбутніх учителів музики
|
|
Creator |
Матвєєва, Ольга Вікторівна
|
|
Subject |
вокально-виконавська надійність
методика формування майбутні учителі музики вокально-исполнительская надежность методика формирования будущие учителя музыки vocal carrying out reliability methods of forming future music masters 378.1:784.9:159.942(043.5) |
|
Description |
У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування вокально-виконавської надійності у майбутніх учителів музики, де означений феномен трактується як здатність до виразної, безпомилкової і технічно досконалої інтерпретації вокальних творів у звичних та емоціогенних умовах. Визначено критерії, показники і рівні сформованості вокально-виконавської надійності у майбутніх учителів музики. Виявлено інноваційні методи і прийоми роботи над вокальними творами, які сприяють досягненню безпомилкового співу студентів під час аудиторної форми звітності й подоланню негативного впливу емоційно-стресових факторів сценічних репетицій та прилюдних виступів на результативність їх діяльності. Розроблено й експериментально перевірено методику цілеспрямованого чотирьохфазного формування вокально-виконавської надійності у майбутніх учителів музики засобами опосередкованої регуляції їх емоційного стану. Визначено педагогічні умови її реалізації.
В диссертации исследована проблема формирования вокально-исполнительской надёжности будущих учителей музыки. Теоретически обобщены концептуальные пути её решения. Обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности исполнительской надёжности студентов факультетов искусств высших педагогических учебных заведений в процессе вокальной подготовки. Выявлены инновационные методы и приёмы работы над вокальными произведениями, способствующие достижению безошибочного пения студентов во время аудиторных занятий, а также преодолению негативного воздействия эмоционально-стрессовых факторов сценических репетиций и публичных выступлений на результативность их деятельности. Разработана и экспериментально апробирована методика целенаправленного четырёхфазного формирования вокально-исполнительской надёжности у будущих учителей музыки непосредственной регуляцией их эмоционального состояния. Определены педагогические условия её реализации. Вокально-исполнительская надёжность будущих учителей музыки рассматривается как способность к выразительной, безошибочной и технически совершенной интерпретации вокальных произведений в обычных и эмоциогенных условиях. Методика её формирования охватывает четыре фазы (становление, развитие, усовершенствование и закрепление). Первая фаза предусматривает выработку у студентов установок на доминирование уверенности в возможности достижения безошибочной интерпретации отобранных произведений, вторая – на качественное усвоение материала и успешное преодоление исполнительско-технических трудностей, третья – на “опережающую” адаптацию к действию стресс-факторов будущей формы отчётности, четвёртая – на закрепление сформированной вокально-исполнительской надёжности эмоциогенностью условий публичного выступления. В работе определены следующие педагогические условия реализации разработанной методики формирования вокально-исполнительской надёжности у будущих учителей музыки: 1) ориентация студентов на эмоциональное оценивание музыкальной палитры и образного содержания литературного текста каждого произведения с целью сознательного выбора учебного репертуара, максимально соответствующего их личным эстетическим вкусам; 2) активизация стремлений студентов к применению как традиционных способов работы над музыкальным материалом, так и идеомоторного (его воображаемое исполнение со всеми деталями) и их смешанных форм для достижения уверенности в абсолютной ликвидации “дефицита информации” на основе качественного усвоения текстовых и исполнительских компонентов и успешного преодоления интерпретаторских технических трудностей; 3) координация усилий студентов на достижение безошибочного пения с воспроизведением всех продуманных деталей вокальных произведений в ситуациях, максимально приближённых к будущей форме отчётности, обусловленных лабораторно созданными эмоциогенными условиями во время аудиторных и сценических репетиций накануне публичных выступлений; 4) побуждение студентов к сохранению обычного эмоционального состояния перед выходом на эстраду, к преодолению негативного действия информационного и эмоционального стресса во время публичной формы отчётности, к анализу творческо-эмоциональных и информационно-технологических составляющих сценической деятельности. В ходе исследования доказано, что включение в репертуар студентов факультетов искусств высших педагогических учебных заведений музыкальных произведений, текстовые и исполнительские компоненты которых максимально соответствуют личным эстетическим вкусам, создаёт условия для формирования уверенности в возможности достижения высокого уровня надёжности пения. Целенаправленное определение различий между желаемыми и реальными результатами деятельности с доминированием когнитивного диссонанса при роботе над вокальными произведениями и когнитивного консонанса во время сценических репетиций и публичных выступлений способствует достижению безошибочного пения. Интерпретация каждого произведения с допущением возможности появления нескольких ошибок уменьшает интенсивность действия информационного и эмоционального стресса. The problem of vocal carrying out reliability of the future music masters is covered in the dissertation. This phenomenon is interpreted as ability to an expressive, faultless and technically accomplished interpretation of vocal pieces of music in usual and stressful conditions. Criteria, indices and levels of forming of vocal carrying out reliability of the future music masters are revealed. Innovative methods and modes of work with vocal pieces of music which facilitate to achievement the faultless of singing of students at the audience form of accountability and overcoming negative influence of emotional-stress factors of stage rehearsals and public performances on the effectiveness of their activity. The methods of purposeful four-phases forming vocal carrying out reliability of the future music masters by means of mediated adjustment of their emotional condition are developed and experimentally tested. Pedagogical facilities of the realization of these methods are determined. |
|
Date |
2016-04-11T09:29:06Z
2016-04-11T09:29:06Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Матвєєва О. В. Методика формування вокально-виконавської надійності у майбутніх учителів музики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Матвєєва ; керівник роботи Д. М. Юник ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9792 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|