Психосоматична патологія у дітей із порушеннями психофізичного розвитку та їх медико-психолого-педагогічна реабілітація
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Психосоматична патологія у дітей із порушеннями психофізичного розвитку та їх медико-психолого-педагогічна реабілітація
|
|
Creator |
Мозгова, Галина Петрівна
|
|
Subject |
психосоматична патологія
порушення психофізичного розвитку психологічний стан діти фактори ризику психотерапія реабілітація психосоматическая патология нарушения психофизического развития психологический статус дети факторы риска психотерапия реабилитация psychosomatic patology psychosomatic disorders psycho-physical disorders psycholocial state children risk factors psychotherapy rehabilitation 616.891.6:613.956 |
|
Description |
Дисертація є мультидисциплінарним дослідженням проблеми психосоматичних захворювань у дітей з порушеннями психофізичного розвитку. Проведено клініко - епідеміологічне дослідження розповсюдженості психосоматичної патології у дітей та підлітків з порушеннями психо-фізичного розвитку в загальномедичній практиці. З’ясовано фактори ризику формування психосоматичної патології, яке дозволило визначити достовірні маркери вірогідності виникнення та подальшого розвитку психосоматичної патології з розробленням математичних моделей. Використання нейрофізіологічної діагностики при скринінг-контролі функціонального стану головного мозку дало змогу виявити клініко – нейрофізіологічні кореляції виникнення психосоматичної патології. Науково обгрунтовано та розроблено програму трьохетапної комплексної медико-психолого-педагогічної реабілітації дітей з порушеннями психофізичного розвитку та психо-соматичною патологією з реалізацією комплексного, індивідуального та мультидисциплінарного підходу до діагностики, лікування та диспансерного нагляду. Диссертация является мультидисциплинарным исследованием проблемы психосоматических заболеваний у детей с нарушениями психофизического развития. Проведено клинико - эпидемиологическое иссследование распостраненности психосоматической патологии у детей и подростков с нарушениями психо-физического развития в общемедицинской практике. В работе выявлены наиболее значимые факторы риска возникновения и дальнейшего развития психосоматических заболеваний, которые приводят к инвалидизации пациентов, их социальной и педагогической дезадаптации. Изучена патогенетическая роль микросоциальных и психогенных факторов в рецидивировании и развитии психосоматической патологии у детей и подростков. Произведен анализ результатов психологического исследования и сделаны выводы о их диагностической ценности. Всего в процесе исследования выявлено семь маркеров способствующих возникновению психосоматической патологии, а именно: высокие уровни личностной и реактивной тревоги (тест Спилбергера-Ханина), низкие показатели самооценки и высокие показатели тревожности и эмоциональной лабильности (тест Р.Кеттела), низкая трудоспособность и высокие показатели отклонения от аутогенной нормы (проективный тест «Добро» и «Зло» с выбором цвета). Определены основные комбинации факторов риска формирования психосоматических заболеваний у детей з нарушениями психофизического развития и создана математическая модель прогнозирования их формирования и прогрессирования. Использование нейрофизиологической диагностики при скрининг - контроле функционального состояния головного мозга дал возможность виявить клинико – нейрофизиологические корреляты возникновения психосоматической патологии. Изучены особенности функционального состояния головного мозга у здоровых детей, у детей с психосоматическими расстройствами и психосоматической патологией. Определено, что для здоровых детей характерен ораганизованый тип ЭЭГ с превалированием нормальных спектрально-топографических показателей соответственно возрастной нормы, которые обеспечивают психологическое здоровье, нормальные адаптационные возможности организма и способность переносить психофизические нагрузки. У детей с психосоматическими расстройствами определен умеренно-дезорганизованый тип ЭЭГ с наличием частично анормальных спектрально-топографических показателей, умеренно измененными показателями функционального состояния головного мозга, что с определенными трудностями может обеспечить психологическую устойчивость в нормальных условиях жизнедеятельности, но без значительных психофизических нагрузок. Для детей с психосоматической патологией характерны определенные особенности функционального состояния головного мозга. Это дезорганизованный тип ЭЭГ с патологическими, деформированными спектрально-топографическими показателями, со значительно измененными патологическими показателями функционального состояния головного мозга, что не может обеспечить психологическую устойчивость в нормальных условиях и при психофизических нагрузках. Разработана программа трехэтапной комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями психофизического развития и психосоматической патологией, с реализацией комплексного, индивидуального и мультидисциплинарного подхода к диагностике, лечению и диспансерному наблюдению. Диагностический этап состоит в проведении комплексного (клинико-эпидемиологического, клинико-психологического и нейрофизиологического) обследования детей и подростков с целью виявления психосоматических заболеваний. Этап ранней реабилитации включает лечение обострения основного заболевания и состоит из медикаментозных средств и индивидуальной психотерапии. Этап позней реабилитации состоит из психолого-педагогических воздействий, направленных на коррекцию личностных особенностей ребёнка и гармонизацию межличностных отношений. Доказана эффективность предложенной реабилитации. The dissertation points out actual problems of psychosomatic method in pediatry. The data from pilot stady concerning psycholocial state of the patients with chronical somatic diseases and psycho-physical disorders in comparison with the group of healthy children described. The author makes review and analyzes the features of formation of children’s psychosomatic patology as a result of activity of different risk factors. The authors of this research tried to investigate the state of psychoneurological system of children with psychosomatic patology and psychosomatic disfunction. Having presented the results of examinations and treatment of 194 children with psychosomatic patology. Directions for further studies discussed. |
|
Date |
2016-04-14T09:25:35Z
2016-04-14T09:25:35Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Мозгова Г. П. Психосоматична патологія у дітей із порушеннями психофізичного розвитку та їх медико-психолого-педагогічна реабілітація : автореферат дис. ... докт. психол. наук : 19.00.04 / Г. П. Мозгова ; наук. консультант: В. М. Синьов, Г. В. Бекетова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 42 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9945 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|