Гендерна складова методики навчання української літератури у старшій школі
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Гендерна складова методики навчання української літератури у старшій школі
|
|
Creator |
Мозгова, Людмила Анатоліївна
|
|
Subject |
ґендер
діалогізм ґендерна критика “Я-ідентичність” ґендерна культура етнопедагогіка ґендерно-літературна компетентність гендер диалогизм гендерная критика “Я-идентичность” гендерная культура этнопедагогика гендерно-литературная компетентность gender dialogizm gender criticism “I-identity” gender cultural еthnopedagogical gender-literature competence 373.5.046.16:821.161.2 |
|
Description |
У роботі запропоновано технологію ґендерної літературної освіти старшокласників. В її основу покладено специфічні принципи прочитання української літератури: врахування зв’язків “літературний твір – ґендерна культура нації”, принцип ґендерної ідентичності. На основі діалогізму вводяться в практику такі типи діалогів, як: діалог між авторським розумінням ґендерних ролей та учнівським; між народним уявленням про ролі жінки та чоловіка у суспільному розвитку та осмисленням цих ролей у тексті; діалог між учителем як носієм гендерної ідентичності та учнем як особистістю, в якої ця ідентичність перебуває у процесі формування та ін. Технологія містить комплекс методів, прийомів, видів і форм роботи на всіх етапах вивчення літературного твору з використанням такої психолого-літературознавчої категорії, як ґендер. Подано новий тип заняття – урок-ґендерне дослідження. Запропонована технологія прочитання української літератури підвищує продуктивність інтерпретаційної діяльності учнів, закладає вміння здійснювати аналіз художнього твору на засадах ґендерної критики, сприяє формуванню “Я-ідентичності” учня та вихованню культури взаємин між протилежними статями, заснованої на традиціях родинної педагогіки та етнопедагогіки. Диссертационное исследование посвящено разработке технологии гендерного литературного образования учеников 9–11 классов. В работе представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования гендерно-литературной компетентности старшеклассников в процессе изучения украинской литературы. Теоретической базой предлагаемой технологии обучения стали концептуальные идеи философов, психологов, педагогов и методистов, которые рассматривали вопросы взаимоотношений между женским и мужским полом. Технология гендерного литературного образования учитывает индивидуально-возрастные возможности старшеклассников в аспекте изучения произведения, их склонность к поиску собственной “Я-идентичности”. Рекомендуется на уроках украинской литературы учитывать то, что у девушек больше развита эмоциональная сфера, в то время как ребята способны к логическому подходу при анализе художественного произведения. Технология гендерного литературного образования подразумевает определённую часть методики преподавания украинской литературы, совокупность методов и форм изучения произведений искусства в гендерном аспекте и представляет систематизированную и научно обоснованную целостность в воспитании гендерной культуры личности ученика средствами художественного слова в старшей школе. Национальная литература как часть мировой культуры имеет значительные возможности для диалогического исследования проблем противоположного пола при условии соответственного её преподавания. Описан процесс формирования ґендерно-литературной компетенции учеников, что проходит в три этапа: начального (5–8 классы), базового (9 класс) и этапа получения полного гендерно-литературного образования в старшей школе. Основные формы работы – уроки, внеклассная работа со старшеклассниками, написание научно-исследовательских проектов и др. Рассматриваются пути творческого развития учеников-участников литературного кружка. Диссертация содержит рекомендации к проведению нестандартных уроков (психологического, социального, исторического, философского исследований, урока-игры). Названные типы занятий не наполняются полностью гендерным содержанием, хотя имеют некоторые аспекты изучения проблем противоположного пола. Новаторский урок-гендерное исследование решает эту методическую проблему. Рекомендуются темы занятий, названия произведений, актуальные для технологии гендерного литературного образования. В научной работе, основанной на систематике интеллектуальных возможностей личности Б. Блума, разработаны для учеников уровни заданий по изучению украинской литературы. Материалы диссертации доказывают, что категория гендера присутствует на уровне интерпретационной возможности девушек и юношей, учителя-филолога, писателя. Среди методов эффективными являются творческое чтение, эвристическая беседа, репродуктивный и метод исследования. Работа содержит методические рекомендации к написанию учебных программ по литературе, учебников. Доказано, что формирование гендерно-литературной компетенции старшеклассников возможно при условии подготовки педагогов к апробации новой методики; подбора художественной литературы, содержащей соответствующие проблемы; моделирования разных типов уроков, которые сориентируют старшеклассников на гендерную культуру взаимоотношений; создания учебных ситуаций полового этического свободного выбора; выявления позиции автора произведения (феминной, маскулинной или андрогинной) и др. В исследовании обоснованы критерии оценивания школьников и определены уровни литературного развития гендерно-литературной компетенции старшеклассников. Анализы результатов внедрения технологии в учебно-воспитательный процесс учебных заведений свидетельствуют об эффективности разработанной методики. Проведённое сопоставление сформированности умений старшеклассников контрольных и экспериментальных классов показало значительные расхождения в уровнях знаний. Ответы на тестовые задания, письменные работы, выполненные учениками, изучающими художественную литературу в гендерной интерпретации, отличаются самостоятельностью мышления, умением целостно воспринимать исторический контекст, отстаивать свою точку зрения, высказываться критически, творчески. Экспериментально доказано, что предложенная технология повышает продуктивность интерпретационной деятельности, помогает развитию “Я-идентичности” ученика и воспитанию, сформированному традиционной украинской системой семейной педагогики и этнопедагогики. Nowadays the meaning of the literary culture has increased in the process of the society development. Our task is to form a young personality with such qualities as tolerance and love to his native land. But bringing up gender culture among youth is very important literary task. The theme of the dissertation is actual because personal development of the young man in the contemporary society has a distinct gender aspect. On the basis of the analysis the results of the experimental-researching education we have worked out general conclusions. We have shown on which level of school education the gender analysis of fiction should be added. So, the gender aspect is an important part in the methods of teaching the Ukrainian literature at secondary school, its methodical realization helps young people to form their own “I-identity”, find the appropriate place in the modern society, and understand deeply the native literature as treasure of the living wisdom and moral beauty. |
|
Date |
2016-04-14T09:24:31Z
2016-04-14T09:24:31Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Мозгова Л. А. Гендерна складова методики навчання української літератури у старшій школі : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. А. Мозгова ; керівник роботи Г. Л. Токмань ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9944 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|