Запис Детальніше

Проблема цілісності людського буття: філософсько-антропологічний аналіз

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Проблема цілісності людського буття: філософсько-антропологічний аналіз
 
Creator Опейда, Людмила Миколаївна
 
Subject людське буття
цілісність
зцілення
цілющість, екзистенція
трансценденція
екзистенційна антропологія
холотропність
человеческое бытие
целостность
исцеление
целебность
экзистенция
трансценденция
экзистенциальная антропология
холотропность
human being
integrity
integration
intergrativity
existence
transcendency
existential anthropology
holotropy
111.11:13
 
Description Дисертація присвячена дослідженню проблеми цілісності людського буття через екзистенційно-особистісні виміри. Окреслено передумови використання понять дослідження в українській філософській мові. Проаналізовано підходи до проблеми цілісності буття у філософській культурі. Шляхом застосування компаративістського підходу визначаються філософсько-антропологічні аспекти цілісності людського буття. Досліджено метаморфози цілісності в екзистенційно-особистісних вимірах буття.
Здійснено спробу систематизації екзистенціалів цілісності, що знайшла своє означення в термінах “з-цілення” й “цілющості”, які, відповідно, вказують на можливість само-здійснення особистості в культурі (“з-цілення” в культурі) та її відкритість (“цілющість”) для внутрішньої комунікації. Виявлено відповідність означених понять термінам “екзистенції” і “трансценденції” в західній філософії.
Узагальнення різноманітних вимірів людського буття призводить до необхідності виділення феномену повсякденності як вихідного аспекту людського існування, що уможливлює граничне буття людини, її виходи на межі, зрештою, уможливлює саме життя.
Диссертация посвящена исследованию проблемы целостности человеческого бытия в экзистенционально-личностных его измерениях. Осуществляется попытка систематизации экзистенциалов целостности, что нашло свое определение в терминах “ис-целения” и “целебности”, которые соответственно указывают на возможность само-определения личности в культуре (“ис-целение” в культуре) и ее открытость (“целебность”) во внутренней коммуникации. Оказывается, что использование понятий “ис-целения” и “целебности” весьма органично и правомерно. Более того, исходя из традиции понимания понятий “экзистенция” и “трансценденция” в западной философии, именно “ис-целение” можно интерпретировать как экзистенцию, а “целебность” – как трансценденцию.
В диссертации также исследуются различные подходы к проблеме целостности бытия в философской культуре, в частности восточный и западный. Соответственно внимание акцентируется на беспристрастии восточного дао-человека и на поисках западной цивилизацией идеального Логос-Богочеловека, о чем свидетельствуют духовные ситуации Премодерна, Модерна и Постмодерна. В Античности наблюдается рождение личности, целостность которой возможна только на уровне космоса. Средневековье акцентирует внимание на образе личности. Эпоха Возрождения придает этому образу необыкновенного блеска. В “проекте модерна” внимание акцентируется на субъекте. Постмодерн призван возвратить со-временному человеку “утраченную” целостность.
Путем использования компаративистского подхода определяются философско-антропологические аспекты целостности человеческого бытия, которые рассматриваются в пределах экзистенциальной антропологии и “философии жизни”. Принимая во внимание то, что центральным в экзистенциальной антропологии есть учение о смысле человеческого бытия и возможности его постижения в личностных измерениях, “философия жизни” призвана дополнить эти подходы, изучая жизнь человека как открытую целостность.
Обосновывается необходимость различать внешнюю целостность и целостность внутреннюю или экзистенциальную. Внутренняя целостность исследуется как психологией, так и философией. Путем их сравнения определяются различные аспекты целостности (холотропности).
Исследуются метаморфозы целостности в экзистенционально-личностных измерениях человеческого бытия. В повседневном его состоянии целостность может проявляться как целостность-замкнутость и как целостность-открытость; в пограничных измерениях – как ис-целение и целебность. Целостность-открытость обязательно порождает открытость миру и людям, что приводит к исцелению личности как телесно-духовного существа, становясь условием творческой деятельности, которая пере-живается человеком как экзистенция. Трансформируясь в творение, путем глубинного очищения, очеловечивания человеческого бытия, творчество способно привести человека к толерантности и любви, которая есть настоящей “целебной”, “живительной” силой для других и, одновременно, для самого себя.
Созданная концепция целостности, объединяя разнообразные измерения человеческого бытия, с необходимостью акцентирует внимание на феномене повседневности как исходном аспекте человеческого существования, что делает возможным пограничное бытие человека, его выходы за пределы и, в итоге, делает возможной саму жизнь.
The thesis is devoted to analysis of the human being integrity problem through existential-personal measuring. Preconditions of using the research notions in ukrainian philosophical language.
The approaches to the integrity problem in philosophical culture are investigated. Philosophical-anthropological aspects of the human being integrity are determined by using of comparative method. Integrity metamorphoses in existential-personal measuring of existence are investigated. The author tries to systematize the integrity existentionals, that finds its place in the terms: “integration”, “integrativity” that are specifying possibility of self-realization of the human being in culture (integration in culture) and its openness for the internal communication. The correspondence of the marked notions to the notions as “existence” and “transcendency” in western philosophy are found out.
Summarizing different measuring of the human being the candidate for a degree accents the attention, with a necessity, on the phenomenon of daily occurrence as a initial aspect of human existence, that makes frontier objective reality of the human, her exits outside the frontiers, and does possible the life in general.
 
Date 2016-04-14T09:17:19Z
2016-04-14T09:17:19Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Опейда Л. М. Проблема цілісності людського буття: філософсько-антропологічний аналіз : автореф. дис. ... канд. філософ. наук : 09.00.04 / Л. М. Опейда ; керівник роботи В. П. Загороднюк ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9943
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова