Формування соціальної компетентності учнів з обмеженими можливостями здоров'я засобами проектної діяльності
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Формування соціальної компетентності учнів з обмеженими можливостями здоров'я засобами проектної діяльності
|
|
Creator |
Позднякова, Олена Леонтіївна
|
|
Subject |
соціальна компетентність
проектна діяльність комунікативна толерантність креативність мислення свідомий вибір виду діяльності педагогічна технологія социальная компетентность проективная деятельность коммуникативная толерантность эмпатийность креативность мышление осмысленный выбор вида деятельности педагогическая технология competence social competence project activity communicative tolerance creative thought conscious choice of activity pedagogical technology 376.352.0:371.2 |
|
Description |
Дисертація присвячена актуальній проблемі формування соціальної компетентності учнів з ОМЗ засобами проектної діяльності. У дослідженні уточнено дефініції поняття «соціальна компетентність» учнів, виокремлено об’єктивні і суб’єктивні чинники, що ускладнюють їх соціалізацію, визначено основні домінантні компоненти соціальної компетентності (комунікативна толерантність, емпатійність, креативне мислення, усвідомлений вибір виду діяльності); базові здатності, рівень засвоєння яких в сукупності визначає рівень їх соціальної компетентності; розроблено і перевірено ефективність програми поетапного включення учнів у проектну діяльність, зміст і технології формування соціальної компетентності учнів з урахуванням стану здоров’я, що забезпечує комплексний вплив на подальшу соціалізацію особистості та інтеграцію в соціум. У процесі дослідження розроблено методичні рекомендації для вчителів щодо оптимізації процесу формування соціальної компетентності засобами проективної діяльності. Диссертация посвящена актуальной проблеме формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами проектной деятельности. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы выделены основные подходы к определению сущности понятия «социальная компетентность». Социальная компетентность рассматривается как процесс и результат усвоения и активного отражения личностью социально-культурного опыта, предусматривающие смещение акцентов с их приобретения к формированию способности применять опыт деятельности в определенной сфере, достигать значущих целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы; как способность брать на себя ответственность, инициативу, проявлять активность в командной роботе, предупреждать и решать конфликты, быть толерантным в сложных ситуациях, проявлять эмпатийность, креативность мышления, осознано выбирать виды деятельности: базовые способности, усвоение которых в совокупности определяет уровень развития социальной компетентности. Разработаны и экспериментально проверены эффективность программы поэтапного включения учащихся в проектную деятельность, содержание и технология формирования социальной компетентности учащихся с учетом их состояния здоровья. Реализация этих положений возможна при условии включения учащихся в проектную деятельность в учебно-воспитательной роботе школы интернатного типа. В результате исследования выявлены особенности, усложняющие социализацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловлены дидактические средства и условия формирования социальной компетентности. Исследование выявило неудовлетворительное состояние разработки данной проблемы, отсутствие учебно-методической базы для осуществления коррекционно-воспитательной работы с учащимися, низкий уровень подготовленности педагогов к внедрению метода проекта в учебный и воспитательный процесс. Метод проектов рассматривается как совокупность исследовательских, поисковых, проблемных способов конструктивной самостоятельной деятельности, который в соединении с другими формами обучения содействует интеграции фактических знаний, умений и навыков, их применению с целью приобретения новых и реализации их на практике Результаты формирующего эксперимента подтвердили, что процесс формирования социальной компетентности средствами проектной деятельности приводит к получению положительного результата при условии реализации разработанных моделей, содержания, программы поэтапного включения школьников в проектную деятельность, опирающуюся на личностно ориентированный, дифференцированный и коррекционно-направленный подходы. Это подтверждается результатами эксперимента. Thesis is devoted to topical problem of formation of social competence of disabled students by means of project activity. On the basis of theoretical analysis of socialization process it was highlighted the main approaches to definition of social competence. Social competence is considered as the process and the result of mastering and reflecting by a person of social and cultural experience providing the ability to put it into practice in a certain area; the ability to reach significant aims, to interact and settle vital questions, to assume the responsibility, to take an initiative, to show activity in team work, to show creative thought, to choose kinds of activity consciously. The effectiveness of the program of stage – by – stage inclusion of students into project activity was developed and tested, the content and the technology of formation of their social competence taking into account the state of health providing the complex influence of subsequent socialization of personality and their integration into society. While this research the methodological guidelines for improving the process of social competence formation by means of project activity were given. |
|
Date |
2016-04-25T09:50:24Z
2016-04-25T09:50:24Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Позднякова О. Л. Формування соціальної компетентності учнів з обмеженими можливостями здоров'я засобами проектної діяльності : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / О. Л. Позднякова ; наук. керівник В. І. Бондар ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 22 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9971 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво Хортицького національного навчально-реабілітаційного багатопрофільного центру
|
|