Запис Детальніше

Методичні засади продуктивного навчання хімії майбутніх агрономів

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Методичні засади продуктивного навчання хімії майбутніх агрономів
 
Creator Шкодин, Альона Василівна
 
Subject продуктивне навчання хімії
методика навчання
парадигмальні поняття
методична система
продуктивное обучение химии
методика обучения
парадигмальные понятия
методическая система
productive studies of chemistry
method of studies
fundamental notions
methodical system
54:378.147/.663
 
Description У дисертації проаналізовано сучасний стан методики навчання хімічних дисциплін в аграрних вищих навчальних закладах ІІІ–ІV рівнів акредитації, уточнено сутність і структуру продуктивного навчання неорганічної хімії.
Представлено методику формування хімічних знань, умінь та навичок студентів продуктивних, творчих рівнів. На основі системного, особистісно орієнтованого, проблемного, діяльнісного підходів розроблено методичну систему продуктивного навчання неорганічної хімії та виділено її компоненти: цільовий, змістовий, процесуальний, мотиваційний. Визначено рівні поетапного формування хімічних знань, практичних умінь та навичок студентів під час продуктивного навчання. Відібрано методи та форми організації продуктивної, творчої навчально-пізнавальної діяльності студентів.
Експериментально підтверджено дієвість розробленої методичної системи навчання з формування знань, умінь та навичок продуктивних рівнів у студентів агрономічних спеціальностей.
В диссертации научно обоснована методическая система продуктивного обучения при изучении курса „Неорганическая химия” студентами агрономических специальностей.
В процессе изучения и анализа психолого-педагогических литературных источников установлено, что традиционная методика обучения химических дисциплин в высших учебных заведениях рассматривается как предмет теоретического анализа и практического отбора и структурирования содержания учебного материала, системного применения форм и методов обучения. На современном этапе развития педагогической науки только исследования, направленные на внедрение инновационных педагогических технологий, затрагивают вопрос формирования продуктивных знаний, умений и навыков. Еще не разработана такая методика обучения химических дисциплин, которая способствовала бы формированию продуктивной учебно-познавательной деятельности студентов-агрономов.
В работе впервые определены сущность продуктивного обучения неорганической химии, возможность методов и форм обучения в процессе формирования знаний, умений и навыков продуктивных уровней будущих специалистов. Дальнейшее развитие приобрела технология отбора и структурирования содержания обучения курса “Неорганическая химия”. Усовершенствована методика проведения лабораторных занятий, информационных и проблемных лекций с использованием парадигмальных понятий, смыслового стержня, игровых элементов.
Анализ педагогических исследований в сфере образования свидетельствует, что большинство из них посвящены проблемам среднего и профессионального химического образования, недостаточно внимания уделяется формированию химических знаний будущих специалистов агропромышленного комплекса.
Проведен анализ современного состояния методики обучения химических дисциплин в аграрных высших учебных заведениях и исходного уровня химических знаний студентов-первокурсников. Результаты показали недостаточный уровень химической подготовки студентов аграрных специальностей. Обоснована необходимость формирования знаний и умений продуктивных уровней.
Проанализированы уровни сформированности основных (парадигмальних) понятий химии, уровни учебно-познавательной деятельности, усвоения знаний умений, навыков студентов.
Разработана методическая система продуктивного обучения неорганической химии и выделены ее компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный. Обосновано, что функционирование методической системы обусловлено использованием системного, проблемного, личностно ориентированного и деятельного подходов.
Определены методы обучения непродуктивного, алгоритмического, продуктивного и творческого уровней. К организационным формам отнесены проблемные лекции и информационные лекции с элементами проблемы, лекции с использованием смыслового стержня и парадигмальных понятий; лабораторные занятия с использованием игровых элементов, парадигмальних понятий, блок-схем, эвристических предписаний; самостоятельная работа студентов с использованием комплексных заданий; контрольные работы.
Установлено, что игровые занятия и занятия с элементами проблемы способствуют формированию умений переносить знание и умение в новые ситуации и устанавливать новые связующие между теоретическими и фактическими знаниями.
Построена схема поэтапного развития учебно-познавательной деятельности студентов, которая определяет систему способов работы преподавателя на каждом этапе овладения студентами химическими знаниями, умениями и навыками. Функция преподавателя заключается в определении согласованности между познавательными возможностями студентов и уровнем сложности содержания учебного материала средствами дидактической обработки через выяснение степени сложности химического процесса (явления) и диагностику учебно-познавательных возможностей студентов, целенаправленном применении методов обучения определенного уровня в соответствии с этапами учебно-познавательной деятельности студентов.
Педагогическим экспериментом подтверждена целесообразность выделения четырех этапов формирования химических умений и навыков студентов: воспроизводительный, алгоритмический, продуктивный, творческий.
Экспериментально доказано положительное влияние разработанной методической системы продуктивного обучения неорганической химии на формирование знаний, умений и навыков студентов продуктивного уровня, необходимых современному специалисту, на мотивацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.
Подтверждено, что сочетание традиционных методик обучения неорганической химии и методики продуктивного обучения способствует организации продуктивной самостоятельной деятельности студентов и развития у них навыков творческой работы.
Результаты экспериментальной методики внедрены в процесс подготовки будущих агрономов в аграрных высших учебных заведениях Украины. По материалам исследования разработаны методические рекомендации по методике продуктивного обучения неорганической химии, которые могут быть использованы преподавателями, студентами, методистами, а также на занятиях по методике обучения дисциплин для магистров педагогических факультетов аграрных высших учебных заведений.
In dissertation the modern state of method of studies of chemical disciplines is analysed in agrarian higher educational establishments of the ІІІ–ІV levels of accreditation, essence and structure of productive studies of inorganic chemistry is specified.
The method of forming of chemical knowledge, abilities and skills of students of productive, creative levels is represented. On the basis of systems, personality-oriented, problem, діяльнісного approaches the methodical system of productive studies of inorganic chemistry is developed and selected its constituents: purpose, maintenance, didactic principles, approaches, methods of studies, organizational forms and forms of control and diagnostics. The levels of the stage-by-stage forming of chemical knowledge, practical abilities and skills of students are certain during productive studies. Methods and forms of organization of productive, creative educational-cognitive activity of students are selected.
Effectiveness of the developed method of studies is experimentally confirmed from forming of knowledge, abilities and skills of productive, creative levels at the students of agronomical specialities.
 
Date 2016-04-25T11:48:43Z
2016-04-25T11:48:43Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Шкодин О. В. Методичні засади продуктивного навчання хімії майбутніх агрономів : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. В. Шкодин ; керівник роботи Н. С. Журавська ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9980
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М. П. Драгоманова