Методичні засади удосконалення вокальної підготовки майбутніх учителів музики
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Методичні засади удосконалення вокальної підготовки майбутніх учителів музики
|
|
Creator |
Тоцька, Людмила Олексіївна
|
|
Subject |
вокальна підготовка
історико-стильовий і жанровий підходи технологія звукоутворення методичні засади удосконалення вокальної підготовки вокальная подготовка историко-стилевой и жанровый подходы технология певческого звукообразования методические основы усовершенствования вокальной подготовки vocal training (education) historical stylish and genre approaches technology of еру sound creation methodical basis of vocal training improvement 371.134:784(043.3) |
|
Description |
У дисертації досліджується проблема удосконалення вокальної підготовки майбутніх учителів музики. Висвітлено історичні передумови становлення і розвитку вокального навчання в Україні та сучасні методичні підходи. Конкретизовано сутність вокальної підготовки студентів, обґрунтовано змістове наповнення ії структурних компонентів, запропоновано комплексну діагностику рівнів готовності до вокально-педагогічної діяльності майбутніх учителів музики. На основі визначених методичних засад розроблено та експериментально перевірено організаційно-методичну систему удосконалення вокальної підготовки майбутніх учителів музики, зорієнтовану на формування сучасної проекції звукосмислового співацького мислення. В основу ії поетапної реалізації покладено дотримання історико-стильового і жанрового підходів у процесі вокальної підготовки, впровадження технології звукоутворення на принципах резонансної теорії мистецтва співу, варіативне використання комплексу методів навчання та форм підготовки. Доведено важливість одержаних результатів для подальшого розвитку теорії та методики постановки голосу. Работа посвящена проблеме усовершенствования вокальной подготовки будущих учителей музыки. Обращение к данной проблеме обусловлено новыми приоритетами в современной системе высшего образования, где на первый план выходят задачи переориентации её содержания и возрождение духовной культуры учащихся, что предполагает интеллектуальное, моральное, эстетическое развитие человека, восприятие национальных традиций как части мировой культуры. Теоретическое осмысление проблемы вокальной подготовки позволило нам конкретизировать понятие «вокальная подготовка» как вокально-педагогический процесс изучения историко-теоретических, дидактических основ вокальной педагогики и исполнительских умений, которые позволят сформировать необходимый объем знаний и навыков для будущей вокально-педагогической деятельности. Изучение данного понятия позволило установить, что усовершенствование вокальной подготовки будущих учителей музыки – вокально-педагогический процесс, направленный на использование историко-стилевого, жанрового подходов и технологии звукообразования на принципах резонансной теории искусства пения, которые позволят сформировать современную проекцию звукосмыслового певческого мышления и реализации соответствующих знаний и навыков в вокально-педагогической деятельности. Звукосмысловое певческое мышление это процесс преобразования эмоциональных переживаний и эстетико-оценочных впечатлений на понимание исполнительско-технологичных и словесно-логических категорий и понятий. Формирование способности звукосмыслового певческого мышления – одна из ведущих задач в процессе вокальной подготовки. Как комплексная способность, звукосмысловое певческое мышление не создаётся в результате «суммирования» развитых элементарных вокальных способностей, а требует специального формирования во время вокальной подготовки будущего учителя музыки. Мастерство найти и выделить художественно значимые качества произведения, осмыслить их функцию в художественном мышлении композитора – это обязательное качество при формировании общей культуры будущего учителя музыки. В работе были определены взаимосвязанные методические основы усовершенствования вокальной подготовки будущих учителей музыки, а именно: национальная основа вокальной подготовки, историко-стилевой и жанровый подходы в процессе вокальной подготовки, технология звукообразования на принципах резонансной теории искусства пения, звукосмысловое певческое мышление. Это определило комплексную сущность вокальной подготовки будущих учителей музыки, структура которой включает пять взаимосвязанных компонентов, системно охватывающих различные аспекты процесса обучения студентов в исследовательском направлении, а именно: мотивационно-потребностный, эмоционально-оценочный, когнитивно-познавательный, исполнительско-технологический и творческо-деятельный. На основе структурного анализа вокальной подготовки определены критерии и показатели каждого из компонентов, которые позволили охарактеризовать низкий (репродуктивно-традиционный), средний (частично-продуктивный) и высокий (продуктивный) уровни вокальной подготовки студентов, выявить соотношение педагогической и творческой готовности к будущей вокально-педагогической деятельности. Разработанная экспериментальная программа и методические рекомендации, направленные на усовершенствование вокальной подготовки будущих учителей музыки включает три этапа: мотивационно-организационный, нормативно-регулятивный и процессуально-поведенческий, последовательность которых обусловлена направленностью на формирование механизма усвоения умений, навыков и мерой охвата учебно-методического материала. Для педагогического руководства процессом усовершенствования вокальной подготовки было разработано три группы взаимосвязанных методов. Первая группа – методы на освоение вокальной технологии звукообразования; вторая – методы по источникам передачи и характера восприятия художественной информации; третья – методы модульной технологии обучения. Вокальная подготовка проводилась по таким формам, как: текущие индивидуальные занятия, теоретико-практические занятия, текущий практический контроль, концертно-педагогическая деятельность. В результате нами была составлена организационно-методическая система усовершенствования вокальной подготовки будущих учителей музыки. Она показала достаточную эффективность, о чём свидетельствует положительная динамика полученных результатов. Теоретический материал и успешная апробация системы даёт основание для использования её в учебном процессе высшего музыкально-педагогического образования. The problem of vocal training improvement of future music teachers is researching in dissertation. Historical prerequisites of formation and development of vocal education in Ukraine and contemporaneous methodical approaches were elucidated. The essence of vocal training of students was concretized. Content filling of its structure elements was well-founded. Complex diagnosis of all levels of readiness of future music teachers for future music pedagogical activity was offered. Organizing methodical system of improving vocal training of future music teachers which is oriented on forming current projection on sound-sense thinking was developed and checked up experimentally on the basis of determined methodical foundation. Keeping of the historical stylish and genre approach in vocal training, application of the sound creation on the basis of resonance theory of singing, variation utilization of the complex of study methods and training forms was set on the basis of its stage-by-stage realization. Importance of the received results was proved for the further developing of the theory and methods of the vocal training. |
|
Date |
2016-04-25T09:30:26Z
2016-04-25T09:30:26Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Тоцька Л. О. Методичні засади удосконалення вокальної підготовки майбутніх учителів музики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. О. Тоцька ; наук. керівник А. Г. Болгарський ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 21 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9969 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|