Запис Детальніше

Методична система формування професійної готовності майбутнього вчителя до використання інформаційно-комунікаційних технологій в евристичному навчанні математики

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Методична система формування професійної готовності майбутнього вчителя до використання інформаційно-комунікаційних технологій в евристичному навчанні математики
 
Creator Тутова, Ольга Василівна
 
Subject евристичне навчання математики
майбутній учитель математики
професійна готовність
професійна готовність
професійно-орієнтовані вміння
інформаційно-комунікаційні технології
эвристическое обучение математике
будущий учитель математики
профессиональная готовность
профессионально-ориентированные умения
информационно-коммуникационные технологии
future teacher of mathematics
heuristic teaching of mathematics
professional preparedness
professionally oriented skills
information and communication technologies
51:378.1:004.023(043.3)
 
Description У дослідженні висвітлені актуальні проблеми підготовки майбутніх учителів математики в умовах інформатизації освіти. Побудовано модель і запропоновано науково обґрунтовану методичну систему формування професійної готовності студентів педагогічних ВНЗ до використання ІКТ в евристичному навчанні.
У роботі розкрито психолого-педагогічні передумови формування готовності майбутнього вчителя до використання ІКТ в евристичному навчанні математики. Обґрунтовано необхідність формування у студентів-математиків професійно-орієнтованих евристичних умінь у процесі всього навчання у вищому навчальному закладі та на цій основі сформульовано методичні вимоги щодо підготовки майбутнього вчителя до застосування ІКТ в евристичному навчанні математики. Запропоновано методичні рекомендації щодо впровадження комп’ютерно-орієнтованого курсу в процес підготовки студентів-математиків та окреслено шляхи управління самостійною роботою студентів зі створення комп’ютерної підтримки евристичного навчання математики.
В диссертации исследованы актуальные проблемы подготовки будущих учителей математики в условиях информатизации образования. Построена модель и предложена научно-обоснованная методическая система формирования профессиональной готовности студентов педагогических вузов к использованию ИКТ в эвристическом обучении.
Для обоснования данной методической системы уточнено понятие профес¬сиональной готовности будущего учителя к использованию ИКТ в эвристическом обучении математике, уточнены ее составляющие. Установлено, что формирование профессиональной готовности будущих учителей должно происходить в процессе всего обучения в вузе и вестись по двум направлениям: овладение будущими учителями эвристическими умениями, а также формирование профессиональной готовности к использованию ИКТ в эвристическом обучении математике.
Установлено, что профессиональная готовность будущего учителя математики к использованию ИКТ в эвристическом обучении характеризуется следующими показателями: технической, системной, программной, гигиенично-эргономической, учебной и методической составляющими. К перечню показателей профессиональной готовности добавлена эвристическая составляющая, однако отдельно ее выделять считаем нецелесообразным, в связи с тем, что умения, которые входят в ее состав, перекликаются с умениями ранее выделенных составляющих профессиональной готовности. Эвристическая составляющая может быть охарактеризована уровнем сформированности приемов эвриcтической деятельности будущего учителя матема-тики, которыми он овладевает при решении эвристических задач (в том числе и с ис-пользованием педагогических программных средств), а также умениями эффек¬тивной организации эвристического обучения математике с использованием ИКТ.
Выделены психолого-педагогические предпосылки формирования готовности будущих учителей к использованию ИКТ в эвристическом обучении математике.
Спроектирована модель формирования профессиональной готовности будущего учителя математики, которая отображает весь процесс подготовки к использованию ИКТ в эвристическом обучении математике в вузе.
На основе созданной модели в работе выделены методические требования к определению целей, содержания, выбору методов, организационных форм, средств обучения студентов в вузе с целью формирования профессиональной готовности будущего учителя математики к использованию ИКТ в эвристическом обучении.
Разработан компьютерно-ориентированный курс «Информационно-комму¬никационные технологии в эвристическом обучении математике», описана технология его внедрения в процесс подготовки будущих учителей математики, целью которого является формирование профессиональной готовности будущих учителей математики к использованию ИКТ в эвристическом обучении.
Так, цели обучения курсу дополняются формированием собственных эврис¬тических умений. Содержание углубляется путем включения разработанной систе¬мы тренировочных заданий, которая состоит из таких конструкций заданий: задания по инструкциям, схемам, материалам учебников; задания для самосто¬ятельного решения; поисковые (творческие) задания; интегрированные задания.

Традиционные методы обучения дополнены эвристическими методами с целью формирования не только собственной эвристической деятельности будущих учителей, но и умений организовывать эвристическую деятельность учеников. Формы работы дополнены лекционными занятиями с использованием мультимедийных презентаций, которые дают возможность подключить к усвоению информации визуальные механизмы восприятия.
Большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов, в процессе выполнения которой формируется индивидуальный стиль их профессиональной деятельности.
Качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования дает возможность сделать вывод, что внедрение предложенной методической системы обучения компьютерно-ориентированному курсу способствует формированию профессиональной готовности будущих учителей математики к использованию ИКТ в эвристическом обучении.
Topical problems of future maths teachers’ training under conditions of informatization of education have been investigated in the research. The thesis has presented the model and scientifically based methodical system of forming students’ professional preparedness to use information and communication technologies in heuristic teaching at Pedagogical Universities.
There have been established psychological and educational preconditions of forming a future teacher’s professional preparedness to use information and communication technologies in heuristic teaching of mathematics. The necessity of forming mathematics students’ professionally oriented heuristic skills in the process of studying at higher educational institutions has been grounded. It has given us the opportunity to formulate methodological requirements for teaching future teachers how to use information and communication technologies in heuristic teaching of mathematics.
In the research methodical recommendations concerning the implementation of the computer-based course for mathematics students has been presented. The methods of controlling students’ self-organized work on computer support of heuristic teaching of mathematics have been outlined.
 
Date 2016-04-25T12:17:38Z
2016-04-25T12:17:38Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Тутова, Ольга Василівна. Методична система формування професійної готовності майбутнього вчителя до використання інформаційно-комунікаційних технологій в евристичному навчанні математики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Тутова ; керівник роботи О. І. Скафа ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9983
 
Language uk
 
Publisher Видавництво Донецького національного університету