Розвиток педагогічної творчості вчителя у процесі професійної самореалізації
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Розвиток педагогічної творчості вчителя у процесі професійної самореалізації
|
|
Creator |
Харкавців, Ірина Романівна
|
|
Subject |
педагогічна творчість
професійна самореалізація творча самореалізація методи навчання та виховання особистості педагогическое творчество профессиональная самореализация творческая самореализация методы обучения и воспитания личности pedagogical creation professional self-realization creative self-realization methods of studies and education of personality 378.091.2(043.3) |
|
Description |
У дисертації розкриті теоретико-методологічні засади аналізу педагогічної творчості, зокрема: поняття творчості, її філософська сутність, педагогічна творчість (огляд визначень та дискусій), педагогічна творчість як вища форма активності та самодіяльності, як інноваційний стиль педагогічної діяльності, поняття педагогічної творчості як „творчого розпредметнення” цінностей і технологій педагогічної діяльності, їх наповнення особистісним сенсом. Визначено місце та роль педагогічної творчості в процесі реалізації вчителем власного “Я”, перераховані особливості педагогічної творчості як процесу самореалізації вчителя, запропоновано прогресивний і регресивний варіанти (напрями) творчої самореалізації вчителя. Розглянуто поняття самореалізації як розвитку індивідуальних психологічних, інтелектуальних та ін. сил і здатностей особистості, показано розвиток новаторського, інноваційного педагогічного мислення, розвиток активності, саморегуляції, ініціативи, відповідальності, самостійності вчителя. Проведено пошук найновіших методів навчання та виховання особистості, впровадження нових організаційних підходів та нових технологій, конструювання та застосування нових засобів навчання, зроблена творча інтерпретація цінностей та формування світоглядної культури майбутнього вчителя. В диссертации раскрыты теоретико-методологические принципы анализа педагогического творчества, в частности: понятие творчества, ее философская сущность, педагогическое творчество (обзор определений и дискуссий), педагогическое творчество как высшая форма активности и самодеятельности, как инновационный стиль педагогической деятельности, понятия педагогического творчества как „творческого розпредметнення” ценностей и технологий педагогической деятельности, их наполнения личностным смыслом. Показано, что на сегодня вне исследовательского поля остается проблема творческой самореализации в профессии учителя. Важность рассмотрения этого вопроса является несомненной, поскольку традиционный подход к образованию “отбивает” у многих будущих учителей желание быть преподавателями, не дает им возможность понять и почувствовать потенциал педагогической профессии как возможной сферы самореализации. К тому же, молодые преподаватели объективно сталкиваются с таким количеством профессиональных трудностей, что, не имея сознательного стремления, ценностных установок на самореализацию в профессии, легко могут пойти не путем самоопределения, а путем приспособления к профессии, формализации отношения к будущим учителям. Анализ научно педагогической литературы дает возможность сделать вывод, что основные гносеологические причины недостаточной надлежащей системы подготовки учителей заключаются в отсутствии 1) фундаментальной теории подготовки учителей и 2) недостаточно разработанных организационно педагогических условий самореализации преподавателя в профессиональной деятельности. Проведен анализ психолого-педагогической литературы, существенных условий и факторов развития личности педагогов показал, что необходимо расширять и усиливать направления, в первую очередь связанные с активизацией творческой самореализации педагогов, саморегуляцией, прогнозированием результатов деятельности, закономерностями и динамикой формирования новых эталонов профессиональных достижений, личностных и профессионально важных качеств. Определенно место и роль педагогического творчества в процессе реализации учителем собственного “Я”, перечислены особенности педагогического творчества как процессу самореализации учителя, предложены прогрессивный и регрессивный варианты (направления) творческой самореализации учителя. Рассмотрено понятие самореализации как развитию индивидуальных психологических, интеллектуальных но др. сил и способностей личности, показано развитие новаторского, инновационного педагогического мышления, развитие активности, саморегуляции, инициативы, ответственности, самостоятельности учителя. Проведен поиск новейших методов обучения и воспитания личности, внедрения новых организационных подходов и новых технологий, конструирования и применения новых средств обучения, сделана творческая интерпретация ценностей и формирование мировоззренческой культуры будущего учителя. In dissertations exposed теоретико-методологічні principles of analysis of pedagogical creation, in particular: concept of creation, it philosophical essence, pedagogical creation (review of determinations and discussions), pedagogical creation as higher form of activity and independent action, as innovative style of pedagogical activity, concept of pedagogical creation as „creative розпредметнення” values and technologies of pedagogical activity, their filling by personality sense. Certainly place and role of pedagogical creation in the process of realization the teacher of own “Ya”, the features of pedagogical creation are transferred as to the process of self-realization of teacher, the progressive and regressive variants (directions) of creative self-realization of teacher are offered. The concept of self-realization is considered as to development of individual psychological, intellectual but other forces and capabilities of personality, development of innovative, innovative pedagogical thought, development of activity, self-regulation, initiative, responsibility, independence of teacher, is rotined. The search of the newest methods of studies and education of personality, introduction of new organizational approaches and new technologies, constructing and application of new facilities of studies is conducted, creative interpretation of values and forming of world view culture of future teacher is done. |
|
Date |
2016-06-03T12:00:30Z
2016-06-03T12:00:30Z 2010 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Харківців І. Р. Розвиток педагогічної творчості вчителя у процесі професійної самореалізації : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / І. Р. Харківців ; керівник роботи В. Ю. Ковальчук ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 22 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10234 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
|
|