Запис Детальніше

Етичне вчення Лоуренса Кольберга в контексті американської філософської думки

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Етичне вчення Лоуренса Кольберга в контексті американської філософської думки
 
Creator Кузнєцова, Оксана Олегівна
 
Subject особистість
мораль
розвиток
свідомість
справедливість
моральне виховання
личность
развитие
сознание
справедливость
моральное воспитание
an individual
moral
development
awareness
justice
moral education
1(092)(7)(043.3)
 
Description В дисертації подається наукова концепція американського філософа-мораліста, психолога, педагога XX століття Лоуренса Кольберга, побудована на відмінних від прийнятих у Європі засадах і канонах систематичності, а саме не на суто раціональних, а на загально-світоглядних підґрунтях. Показано, що формування світоглядних, теоретичних та методологічних принципів етичного вчення мислителя відбувалося під впливом як американської прагматичної філософії, так і західноєвропейської культурної традиції.
Суттєво уточнене уявлення про два аспекти етичної концепції американського вченого – розширена теорія розвитку моральних суджень Жана Піаже та презентовані ідеї Джона Дьюї про виховання і формування «справедливого суспільства», що дозволило вперше розглянути вчення Л.Кольберга в контексті еволюційної епістемології.
Світоглядна та філософська позиція Л.Кольберга ґрунтується на етичних принципах, що містять онтологічно-метафізичний сенс – динамічний розвиток моральної свідомості та виховання і орієнтацію на універсальний етичний принцип моральності – свободу і добру волю.
В диссертации представлена целостная научная концепция американского философа-моралиста, психолога, педагога XX столетия Лоуренса Кольберга, формирование мировоззренческих, теоретических и методологических принципов которого происходило под влиянием как американской прагматической философии, так и западноевропейской культурной традиции; анализируется содержание этической проблематики в его философии, определяется место научной теории ученого в истории американской философии.
Внимание к довольно влиятельному в Америке философу, явно эклектического направления, актуализирует избранную тему по нескольким направлениям. Во-первых, тема открывает методологическую проблему корректного объединения эклектично окрашенной совокупности этических, психологических, педагогических, философских знаний с европейским каноном хронологии, логичности построения и обоснование целостности и непротиворечивости истории философии как науки. Философия Лоуренса Кольберга воплощает несколько иной канон, обращение к нему в связи с избранной темой является актуальным вопросом. Во-вторых, специфическая организация содержания философии Л.Кольберга актуализирует вопрос об особой организации знаний мировоззрением личности, его определенной прагматической доминантой. Работы американского философа рельефно воплощают эту доминантную этическую направленность. Поэтому и это измерение его практикой (в смысле философии Канта) делает исследование чрезвычайно актуальным. В-третьих, этикоцентрированность философских поисков Л.Кольберга, этическая доминанта в частности, актуализирует внимательное изучение этико-праксеологических проблем в его теоретическом наследии. Американская философия, которую представляет философ, всегда была праксеологически (прагматически) ориентированной. Этим и интересна она для европейской дидактики, теории воспитания, прогресса нравственности. Тем более, что Л.Кольберг предлагает довольно содержательную концепцию морального развития личности. Ее исследование – наиболее актуальный аспект избранной темы.
В диссертации впервые осуществлен обзор и перевод основных произведений Л.Кольберга, отобрано и приспособлено к особенностям исследуемого предмета группу методов, содействующих процессу исследования и установлению кумулятивных связей его результатов с мировой историей философии. Обосновано, что теоретическая позиция Л.Кольберга довольно эклектична. Ее главные элементы – педагогические, психологические, морально-этические, антропологические – объединяются не в каком-то конечном наборе принципов, как это принято в европейской науке, а преимущественно в личностном мировоззрении. Доказано, что мировоззрение ученого формировалось под влиянием прагматически окрашенных факторов, призванных побуждать личность к выполнению сугубо прикладных задач (применять здравый смысл и идеал справедливости, руководствоваться способностью морального суждения, демонстрировать в поступках преданность демократии и т.п.). Именно это обусловило его внимание к воспитательным, дидактических, этических вопросам. История философии выступает для ученого преимущественно как источник и основа его собственных интенций.
Этическая концепция Л.Кольберга занимает ведущее место в его мировоззрении и тяготеет к американскому неопозитивизму (благодаря отказу от вопросов самости и субактивности), а также к прагматизму (благодаря его мелиоризму в этике). В отличие от большинства представителей прагматической философии XX столетия, которые ориентировались преимущественно на идеи Ч.Пирса и В.Джеймса, Л.Кольберг тяготеет к духовному наследию И.Канта – его сциентистской методологии критики существующих моральных (то есть практических) суждений. По мнению ученого, все они грешат всеобщностью типа категоричного императива. Л.Кольберг предложил теорию морального развития личности через развитие морального суждения, но не предельно генерализированного, а приспособленного для «здесь и теперь» Такой подход сближает Л.Кольберга и И.Канта, частично исправляя эклектизм американской философии XX столетия.
В работе существенно уточнено представление о двух аспектах этической концепции американского ученого – расширена теория развития моральных суждений Жана Пиаже и презентованы идеи Джона Дьюи о воспитании и формировании «справедливого сообщества», что позволило едва ли не впервые рассмотреть учение Л.Кольберга в контексте эволюционной эпистемологии. Благодаря этому, основные идеи Л.Кольберга относительно динамического развития нравственности человека, эволюции его этических суждений и приоритетов справедливости и демократии удалось систематизировать и представить концептуально. Мировоззренческая и философская позиция Л.Кольберга основывается на этических принципах онтологически-метафизического смысла – динамическое развитие морального сознания и воспитание, ориентация на универсальный этический принцип нравственности – добрую волю и свободу.
The thesis provides the integrated scientific concept of the American philosopher-moralist, psychologist, educator of the XX-th century, Lawrence Kohlberg, whose ideological, theoretical and methodological principles were formed under the influence of both American pragmatic philosophy and West-European cultural tradition.
Two aspects of the ethical concept have been verified significantly. Jean Piaget’s theory of moral reasoning development has been broadened and John Dewey’s ideas of education and formation of the “just community” have been presented which first make it possible to consider L. Kohlberg’s theory in the context of evolutionary epistemology.
Lawrence Kohlberg’s ideological and philosophical position is grounded on the ethical precepts that have the ontological and metaphysical sense – the dynamic development of awareness and education, the orientation towards the universal ethical principle of morality – freedom and good will.
 
Date 2016-06-06T09:52:24Z
2016-06-06T09:52:24Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Кузнєцова О. О. Етичне вчення Лоуренса Кольберга в контексті американської філософської думки : автореф. дис. ... канд. філософ. наук : 09.00.05 / О. О. Кузнєцова ; керівник роботи А. Г. Кравченко ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 18 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10265
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова