Запис Детальніше

Корекція мислення відсталих учнів молодших класів на уроках української мови

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Корекція мислення відсталих учнів молодших класів на уроках української мови
 
Creator Нізевич, Оксана Володимирівна
 
Subject корекція мислення
розумова діяльність
розумово відсталі учні
система розвивального навчання Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова
українська мова
допоміжна школа
коррекция мышления
мыслительная деятельность
умственно отсталые ученики
система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
украинский язык
вспомогательная школа
correction of thinking
mental activity
mental deficient students
D.B. Elkonin – V.V. Davydov development studying system
the Ukrainian language
supplementary school
376-056.36:[37.016:811.161.2]
 
Description Дисертація містить результати теоретико-експериментального дослідження корекції мислення розумово відсталих учнів молодших класів.
У дисертації здійснено теоретичний та практичний аналіз практики корекційного навчання розумово відсталих учнів на уроках української мови; розроблено зміст корекційно спрямованого навчання українській мові за системою Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова; визначено принципи, етапи, зміст і технологію спеціальної організації навчання розумово відсталих дітей за експериментальною системою; описано організацію та структуру проведення експериментального навчання; виявлено динаміку просування учнів за рівнями засвоєння знань та розвитку мислення в умовах експериментального навчання.
Експериментально підтверджено ефективність застосування системи розвивального навчання Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова у навчанні розумово відсталих учнів молодших класів за умови її правильного використання і дотримання вимог до змісту методичних прийомів, організації проведення.
Диссертационое исследование посвящено проблеме коррекции мышления умственно отсталых школьников младших классов на уроках украинского языка.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что недостаточно разработана изучаемая проблема. В работе осуществлен теоретический и практический анализ традиционной методики коррекционного обучения умственно отсталых учащихся украинскому языку; разработано содержание коррекционно направленого обучения украинскому языку по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; определены принципы, этапы, содержание и технология специальной организации обучения умственно отсталых учеников по экспериментальной системе; описана организация и структура проведения экспериментального обучения.
В диссертации разработана методическая система изучения украинского языка. Доказано, что экспериментальная система обеспечивает улучшение качественного уровня знаний по украинскому языку – осмысленность их детьми, перенос изученных теоретических знаний на практику; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
В исследовании отмечается, что экспериментальное обучение проводилось по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Изучение нового материала базировалось на проблемном подходе. Содержание учебной деятельности в экспериментальной системе направлено на овладение теоретическими знаниями, которые служат основой развития мышления умственно отсталых школьников и творческого уровня выполнения практических видов деятельности. Учебная деятельность умственно отсталых школьников организовывалась соответственно способу преподавания теоретических знаний от абстрактного к конкретному.
В диссертации научно обоснованы и экспериментально проверены принципы обучения: высокого уровня трудностей, ведущей роли теоретических знаний, сознательности процеса обучения, прохождения изучаемого материала ускоренным темпом. Дидактические принципы реализовывались средством содержания обучения и специальных методов работы. В экспериментальном обучении использовался метод укрупнения дидактических единиц с ориентацией на опорные умения.
В диссертации экспериментально выделены особенности использования системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в частности: опора на единство действий, которые лежат как в основе понимания изучаемого материала, так и содержательно-операционных компонентов интеллектуальных структур умственно отсталых школьников младших классов (аналитико-синтетического восприятия, логического мышления, логической памяти); участие умственно отсталых детей в процессе обучения в качестве субъекта за счет постановки цели урока в виде развивающих заданий; программирование успеха в выполнении умственно отсталыми школьниками развивающих заданий за счет включения в процесс обучения эмоциональных и мотивационных компонентов их интеллектуальных структур; обеспечение коррекционного воздействия на развитие мышления умственно отсталых учеников специально созданной системой заданий.
В диссертации также выделены этапы формирования интеллектуальных структур: 1) анализ умения, которое формируется; ознакомление учеников с правилами действий; 2) практическая отработка умения с помощью учебно-познавательных задач; 3) закрепление сформированного умения, использование его в творческой деятельности.
В процессе исследования экспериментально подтверждена эффективность применения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в обучении умственно отсталых учеников младших классов украинскому языку при условии правильного ее использования и выполнения требований к содержанию методических приемов, организации проведения; определена динамика развития мышления детей в условиях экспериментального обучения.
Результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в условиях вспомогательной школы может быть комплексным специальным средством коррекции мышления. Включение умственно отсталых учеников в процесс абстрагирования на всех этапах обучения способствует развитию критичности, целеустремленности, сознательности мышления; формированию умений отличать главные и второстепенные признаки, сравнивать, делать простые выводы; перестраивать знания, объединять их в системы, конкретизировать.
The thesis focuses upon theoretical and practical analysis of studying correction among mental deficient children at the Ukrainian language classes; the contents of correction studying of Ukrainian have been worked out after D.B. Elkonin – V.V. Davydov system; the main principles, stages, contents and techniques of specialized organization of mental deficient children studying according to the experimental system have been defined; experimental studying organization and structure have been described; the effectiveness of junior school mental deficient children studying according to D.B. Elkonin – V.V. Davydov system has been proved; the students proved to have made progress in learning and thinking development during the experimental studying process.
In process of research the effectiveness of D.B. Elkonin – V.V. Davydov development studying system applied to mental deficient children has been proved in case all of its regulations and demands to methodological techniques and organization process are kept to.
 
Date 2016-06-07T08:54:07Z
2016-06-07T08:54:07Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Нізевич О. В. Корекція мислення відсталих учнів молодших класів на уроках української мови : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. В. Нізевич ; керівник роботи С. П. Миронова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10286
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова