Запис Детальніше

Формування емоційної стійкості як професійно важливої якості майбутнього практичного психолога

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Формування емоційної стійкості як професійно важливої якості майбутнього практичного психолога
 
Creator Пилипенко, Катерина Валентинівна
 
Subject емоційна стійкість
професійно важливі якості
психопрофілактика емоційної нестійкості
структура емоційної стійкості майбутніх практичних психологів
структура емоційної стійкості майбутніх практичних психологів
типологія профілів емоційної стійкості
тренінгові психотехнології
эмоциональная устойчивость
профессионально важные качества
психопрофилактика эмоциональной неустойчивости
структура эмоциональной устойчивости будущих практических психологов
типология профилей эмоциональной устойчивости
тренинговые психотехнологии
an emotional stability
professionally important qualities
a psycho-prophylaxis of emotional instability
the structure of emotional stability of future practical psychologists
emotional stability profiles typology
training psychotechnologies
371.134:159.9-051:159.942.5(043.3)
 
Description Дисертаційне дослідження присвячено теоретико-експериментальному вивченню проблеми емоційної стійкості як феномену підготовки майбутніх практичних психологів. Розкрито сутність поняття „емоційна стійкість” як емоційної якості. Вивчено зміст та структуру емоційної стійкості в майбутніх практичних психологів, що має: психофізіологічну, емоційно-вольову, когнітивно-рефлексивну, адаптивну та соціально-перцептивну підструктури. Здійснено диференціацію особистісних профілів майбутніх практичних психологів у контексті емоційної стійкості: емоційно усталені (гармонійний та прегармонійний профілі), емоційно хиткі (незбалансований і помірно незбалансований профілі) та емоційно неусталені (дезінтегровані й частково дезінтегровані профілі). Визначено психологічні детермінанти формування емоційної стійкості в майбутніх практичних психологів, серед яких: ресурси психофізіологічної, емоційно-вольової, когнітивно-рефлексивної, адаптивної та соціально-перцептивної підструктури емоційної стійкості. Розроблено й апробовано програму тренінгових психотехнологій з активізації особистісного потенціалу емоційної стійкості (ТрЕСт) у майбутніх практичних психологів, а також розроблено комплекс методів психопрофілактики та упередження емоційної нестійкості в майбутніх практичних психологів.
В контексте изучения проблемы эмоциональной устойчивости в сфере подготовки будущих практических психологов особое внимание было сконцентрировано на исследовании специфики эмоционально-волевой сферы личности студенческого возраста, на психологии здоровья студентов, а также на специфике профессионально важных качеств практических психологов.
Теоретический анализ проблемы позволяет констатировать неоднозначность и противоречивость дефиниции понятия эмоциональная устойчивость как эмоционального свойства личности. Эмоциональная устойчивость рассмотрена как сложное динамическое интегративное качество личности, которая обеспечивает высокую продуктивность деятельности и поведения в сложных эмоционально напряженных условиях. Экспериментальное исследование проблемы эмоциональной устойчивости реализовывалось с позиции структурно-системного подхода. Методика психодиагностического исследования уровня сформированности, динамики развития и личностного пространства эмоциональной устойчивости предусматривала комплексную диагностику личности будущего практического психолога. В результате было установлено, что эмоциональная устойчивость имеет структурную организацию, которую составляют: психофизиологическая подструктура, эмоционально-волевая подструктура, когнитивно-рефлексивная подструктура, адаптивная подструктура и социально-перцептивная подструктура. Интеграция, совместимость и представленость данных структурных компонентов придает устойчивость, шаткость либо неустойчивость развитию данного эмоционального свойства. Экспериментальное исследование подструктур эмоциональной устойчивости позволяет констатировать взаимосвязь и взаимовлияние эмоциональной устойчивости с ее подструктурами, что позволило выделить личностный потенциал эмоциональной устойчивости.
Обобщенный анализ полученных результатов исследования уровня сформированности эмоциональной устойчивости и представленности ее компонентов позволил установить типологию личностных профилей эмоциональной устойчивости у будущих практических психологов: эмоционально устойчивые (гармоничный и прегармоничный профили), эмоционально шаткие (умеренно несбалансированный и несбалансированный) и эмоционально неустойчивые (частично дезинтегрированный и дезинтегрированный профили).
Формирование эмоциональной устойчивости возможно путем внедрения в процесс подготовки будущих практических психологов психологической коррекции с эмоционально шаткими и эмоционально неустойчивыми студентами. Формирование эмоциональной устойчивости представлено программой тренинговых психотехнологий по активизации личностного потенциала эмоциональной устойчивости (ТрЭУст). Данная комплексная программа активизирует подструктуры эмоциональной устойчивости, что обусловливает повышение уровня эмоциональной устойчивости, то есть способствует формированию данного профессионально важного качества практического психолога. Разработан комплекс методов психопрофилактики эмоциональной неустойчивости у будущих практических психологов.
The thesis is devoted to the semitheoretical study case of emotional stability as a phenomenon of future practical psychologists training. The concept of “emotional stability” as the emotional property has been cleared up. Future practical psychologists’ emotional stability content and structure including psycho-physiological, emotionally-volitional, cognitive-reflexive, adaptive and socially-perceptional substructures have been investigated. The differentiation of future practical psychologists’ personal profiles is performed in the context of emotional stability: emotionally stable (harmonious and preharmonious profiles), emotionally unstable (unbalanced and moderately unbalanced profiles) and emotionally unstable (disintegrative and partly disintegrative profiles). Psychological determinants of emotional stability formation for future practical psychologists among which are resources of psycho-physiological, emotionally-volitional, cognitive-reflexive, adaptive and social-perceptional substructures of emotional stability have been determined. The program of training psychotechnologies on activation of personal emotional stability potential (TrESt) for future practical psychologists has been developed and tested, as well as the battery of psycho-prophylaxis methods of emotional instability has been developed for the future practical psychologists.
 
Date 2016-06-08T08:19:37Z
2016-06-08T08:19:37Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Пилипенко К. В. Формування емоційної стійкості як професійно важливої якості майбутнього практичного психолога : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / К. В. Пилипенко ; керівник роботи Н. І. Пов'якель ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10477
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова