Запис Детальніше

Теоретико-методичні основи формування вокально-звукової культури майбутнього вчителя музики у процесі професійної підготовки

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Теоретико-методичні основи формування вокально-звукової культури майбутнього вчителя музики у процесі професійної підготовки
 
Creator Ткаченко, Тетяна Володимирівна
 
Subject теоретико-методичні основи
професійна підготовка
формування
вокально-звукова культура
майбутній вчитель музики
система
науково-методичне забезпечення
музична терапія
теоретико-методические основы
профессиональная подготовка
формирование
вокально-звуковая культура
будущий учитель музыки
научно-методическое обеспечение
музыкальная терапия
theoretical and methodological foundations
professional training
formation
vocal and sonic culture
future music teacher
system
scientific and methodological support
musical therapy
321.01:328.123
 
Description Дисертацію присвячено теоретико-методичному дослідженню проблеми формування вокально-звукової культури майбутнього вчителя музики у процесі професійної підготовки.
Проаналізовано особливості професійної підготовки майбутнього вчителя музики в сучасних ВНЗ, визначено роль і значення вокально-звукової культури вчителя як складової його професійної готовності. Розкрито суть поняття «вокально-звукова культура вчителя музики», схарактеризовано її структурні компоненти, проаналізовано особливості формування вокально-звукової культури майбутнього вчителя музики в процесі його професійної підготовки.
Теоретично обґрунтовано систему науково-методичного забезпечення формування вокально-звукової культури майбутнього вчителя музики, розкрито її концептуальні детермінанти, схарактеризовано компоненти розробленої системи. Обґрунтовано педагогічні умови формування вокально-звукової культури майбутнього вчителя музики. Експериментально доведено ефективність розробленої системи.
Досліджено вплив музичної терапії на вокально-звукову культуру майбутнього вчителя музики.
Диссертация посвящена теоретико-методическому исследованию проблемы формирования вокально-звуковой культуры будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.
В исследовании представлена профессиональная подготовка будущих учителей музыки как целостная педагогическая система, предусматривающая специально организованную, руководимую преподавателем учебную деятельность студента, которая отражает специфику педагогического труда, те типовые профессиональные знания, которые необходимо решить выпускнику музыкально-педагогического факультета педагогического университета. Такая система представляет собой единство теоретической, методической, практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности с развитием мотивационно-ценностного отношения к ней.
Проанализированы традиции музыкального образования, в том числе вокально-звуковой подготовки педагогов-музыкантов, которые уходят своими корнями в глубокую старину. Выделены этапы становления музыкального, в том числе вокально-педагогического образования, в высших учебных заведениях: I этап – с античных времен до XVIII века, который определяется как фрагментарно-эмпирический; II этап – начало XIX века − 20-е годы ХХ века – практическо-методический; III этап – 20-е − 80-е годы ХХ века − профессионально-теоретический; IV этап – с 90-х годов ХХ века по настоящее время – научно-концептуальный.Одним из наиболее плодотворных подходов к профессиональной подготовке современного учителя музыки, проектирования её содержания определен подход культурологический, поскольку он направлен на диалог с культурой человека как её создателя и субъекта, способного к культурному саморазвитию и самосовершенствованию.
Теоретический анализ достижений по проблеме профессиональной культуры учителя позволил определить её сложное интегрированное личностное образование в единстве и гармонии структурных компонентов, которое проявляется в профессионально-педагогической деятельности, а вокально-звуковая культура учителя определяется как составная профессиональной культуры педагога-музыканта, характеризующая его достижения в усвоении знаний, умений, навыков в области вокала, риторики, сценического мастерства, педагогической техники и определяющая готовность реализовывать их в своей профессионально-педагогической деятельности.
Доказано, что структуру вокально-звуковой культуры учителя музыки целесообразно представить в единстве и гармонии структурных (мотивационного, когнитивного, деятельностного, личностного) и функционального компонентов, которые проявляются в профессионально-педагогической деятельности. Указанные компоненты, составляющие структуру вокально-звуковой культуры, имеют свою специфику.
Разработана система научно-методического обеспечения формирования вокально-звуковой культуры будущего учителя музыки, которая базируется на гуманистическом, системном, личностно – деятельностном, компетентностном, акмеологическом, инновационно-исследовательском концептуальных подходах и предусматривает: осуществление технологических этапов процесса формирования вокально-звуковой культуры будущего учителя музыки в учебно-воспитательном процессе (мотивационно-ценностного, когнітивного, деятельностного, аналитико-рефлективного); применение соответствующего методического инструментария (методов, форм, способов, методик); создание необходимых педагогических условий (обеспечение готовности субъектов педагогического процесса к формированию вокально-звуковой культуры будущего учителя музыки; целенаправленное корректирование учебных планов и программ; создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата процесса профессиональной подготовки будущего учителя-музыканта); проведение музыкальной терапии и непрерывного педагогического мониторинга качества профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Экспериментально доказано её эффективность.
Критериями и показателями уровней сформированности вокально-звуковой культуры будущего учителя музыки определены: мотивационно-ценностный (профессиональные мотивы, профессионально-познавательный интерес к овладению вокально-звуковой культурой, ценностное отношение к музыкально-педагогической деятельности и овладение методикой музыкального воспитания); содержательно-процессуальный (сформированность и характер усвоения научно-теоретических и практических знаний и умений, характеризующих сформированность вокально-звуковой культуры учителя, профессиональная компетентность для осуществления музыкального воспитания детей); личностно-рефлексивный критерий (проявление будущим учителем как носителем вокально-звуковой культуры профессиональных качеств в учебно-воспитательном процессе, самооценка).
Результатами экспериментальных данных доказано, что музыка способна благотворно влиять на организм, а музыкальная терапия – улучшать его состояние, избавлять от широкого спектра болезней, позитивно влиять на голосовой аппарат и постановку голоса, что, как следствие, оказывает влияние на формирование вокально-звуковой культуры.
Результаты диссертационного исследования дают основания считать, что цель достигнута, задание реализовано, положение рабочей гипотезы получило подтверждение.
The dissertation is devoted to theoretical and methodological study of the problem of future music teacher vocal and sonic culture formation in the process of professional training.
The peculiarities of professional training of future music teacher in contemporary higher education establishments were analyzed, role and importance of teacher’s vocal and sonic culture determined as a component of his/her professional preparedness. The sense of concept “music teacher vocal and sonic culture” was revealed, its structural components characterized, the peculiarities of future music teacher vocal and sonic culture formation in the process of his/her professional training analyzed.
Theoretical substantiation presented for scientific and methodological support of future music teacher vocal and sonic culture formation, its conceptual determinants revealed, the components of developed system characterized. Pedagogical conditions substantiated for future music teacher vocal and sonic culture formation. The efficiency of developed system was proved in experiment. The effect of musical therapy on future music teacher vocal and sonic culture studied.
 
Date 2016-06-18T13:12:06Z
2016-06-18T13:12:06Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Ткаченко, Тетяна Володимирівна. Теоретико-методичні основи формування вокально-звукової культури майбутнього вчителя музики у процесі професійної підготовки : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 / Т. В. Ткаченко ; наук. консультант В. П. Андрущенко ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 43 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10613
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова