Запис Детальніше

Етичне виховання старшокласників у процесі навчання біології

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Етичне виховання старшокласників у процесі навчання біології
 
Creator Троцька, Олена Сергіївна
 
Subject етичне виховання
екологічна етика
модель етичного виховання старшокласників
система завдань
этическое воспитание
экологическая этика
модель этического воспитания старшекласников
система заданий
ethics education
ecologycal ethics
modell of ethics education of high school students
system of tasks
37.033+37.034
 
Description У дисертації досліджено процес етичного виховання старшокласників у процесі навчання біології, проаналізовано теоретичні та практичні аспекти проблеми.
Розроблено модель етичного виховання старшокласників у процесі навчання біології, методологічними орієнтирами якої є: системний, синергетичний, аксіологічний, інформаційно-діяльнісний підходи, ідеї екоцентризму, екосистемології та екопсихології. Модель включає мету, результат, умови та взаємопов’язані компоненти: ціннісно-цільовий, змістовий, діяльнісно-комунікативний, діагностико-рефлексивний.
Виділено блоки інформації екоетичного спрямування, які доцільно фрагментарно включати до змісту програмового матеріалу з біології.
Сконструйовано систему завдань екоетичного спрямування для формування ціннісно-шанобливого ставлення учнів до природи. Визначено критерії, показники та рівні екоетичної вихованості старшокласників.
Експериментально перевірено ефективність моделі етичного виховання старшокласників у процесі навчання біології.
В диссертации исследовано процесс нравственного воспитания старшеклассников в процессе изучения биологии, проанализировано современное состояние теории и практики этического воспитания старшеклассников.
Расширено и усовершенствовано содержание понятий „экоэтическое воспитание”, „экоэтическая воспитанность”, путем их адаптации к учебно-воспитательному процессу по биологии в старшей школе. Определена сущность процесса экоэтического воспитания, цэлью которого является „экоэтическая воспитаность” - отражение в сознании человека системы норм, правил и идеалов экологической этики, определяющие и регулирующие отношения людей к природе.
Изучение исследуемой проблемы дало возможность определить приоритетные пути усовершенствования экологического воспитания старшекласников: переориентация содержания воспитания с учетом концепции экоцентризма; активизация процесса формирования ценностно-почтительного отношения к природе на основе осмислення положений экоэтики.
На основании обобщения теоретических и практических предпосылок разработано и обосновано модель этического воспитания учеников старшей школы в процессе обучения биологии, методологическими ориентирами которой являются: системный, синергетический, аксиологический, информационно-деятельностный подходы, а также идеи экоцентризма, экосистемологии и экопсихологии.
Даная модель включает цели, результат, условия, а также четыре компонента: ценностно-целевой, содержательный, деятельностно-коммуникативный, диагностико-рефлексивный.
Модель этического воспитания учеников старшей школы реализована в методике, которая является составляющей целостного учебно-воспитательного процесса по биологии и предусматривает ознакомление учеников, с доступной информацией екоетичного содержания, выполнение ими системы заданий екоетичного направления; отбор и внедрение в учебно-воспитательный процесс методов, которые способствуют формированию экологической воспитаности ученика (творческая терапия, ассоциация, художественная репрезентация естественных объектов, лабиализация, ритуализация экологической деятельности, метод страха, поручения и др.); привлечение школьников к оптимально возможным индивидуальным, групповым, коллективным формам природоохранной, природовоссоздаваемой работы; направленность стиля руководства и организации учебно-воспитательного процесса на создание ситуации успеха для каждого ученика.
Отобраны блоки экоэтической информации для выборочного включения в основное содержание программного материала по биологии (I блок - становление экологической этики как отдельного направления экологической науки, II блок - эволюция отношения человека к природе, III блок - сущность направлений экологической этики, IV блок - способы гармонизации взаимоотношений человека и природы, V блок - актуальные проблемы экологической этики).
Сконструировано систему заданий экоетической направлености для формирования ценностно-почтительного отношения учащихся к природе. Разработанная система является целостной, иерархической, циклической и состоит из двух блоков (первый включает задачи на усвоение информации экоэтического содержания, а второй - задания на формирование ценностно-почтительного отношения к природе), что соответственно содержат разные типы заданий (I тип - репродуктивные задания, II тип - реконструктивные задания, III тип - творческие задания, IV тип - задания на практическую деятельность, V тип - задания на рефлексию деятельности и самооценку). Сочетание данных блоков заданий позволяет реализовать единство обучения и воспитания на практике и повысить воспитательный потенциал школьного курса „Биология”.
В диссертации определены критерии (ценностный, когнитивный, деятельностный), показатели и уровни (низкий, средний, высокий) экоэтической воспитанности старшеклассников. Указанные критерии, показатели и уровни учитывали при опытно-экспериментальной работе.
Экспериментально проверена модель нравственного воспитания старшеклассников в процессе обучения биологии. Количественные и качественные результаты экспериментальной работы выявили положительную динамику уровней экоэтической воспитанности учеников.
Результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной модели этического воспитания старшеклассников в процессе обучения биологии, если экологическое воспитание в процессе обучения биологии осуществлять на основе осмысления учебного материала через призму экологической этики и формирования ценностно-уважительного отношения к природе, что подтверждает гипотезу исследования.
The dissertation research deals with the process of ethics education of senior students in the process of biology teaching. Theoretical problems and practical situations have been analyzed.
Ethics education model of high school students in the process of biology teaching has been developed. Methodological reference points of the model are: systemology, synergistic, information and activity, axiological, the ideas of ecocentrism, ecosystemology and ecopsychology.
This model includes the goal, results, conditions, value-based, content, activity and communicative, diagnostic-reflective components. There have been distinguished the blocks of ecoethical information, which could be partly included to the content of program material in biology.
The system of ecoethical tasks which can be used for forming of deferential attitude of students to nature has been designed. Criteria, parameters and levels of ecoethical education have been defined.
The effectiveness of ethics education model of high school students in the process of biology has been experimentally proved.
 
Date 2016-06-18T11:10:28Z
2016-06-18T11:10:28Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Троцька О. С. Етичне виховання старшокласників у процесі навчання біології : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. С. Троцька ; керівник роботи А. В. Степанюк ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10606
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова