Запис Детальніше

Трансдисциплинарность: постнеклассический ракурс рецепции

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Трансдисциплинарность: постнеклассический ракурс рецепции
 
Creator Богатая, Лидия
 
Subject трансдисциплинарность
постнеклассика
трансдисциплинарный субъект
рекурсивный метод
интенсивная эволюция
универсум
трансдисциплінарність
постнеклассика
трансдисциплінарний суб’єкт
рекурсивний метод
інтенсивна еволюція
універсум
transdisciplinarity
post-non-classics
transdisciplinary subject
recursive method
intensive evolution
universe
165.001.82:141”1970/2015”
 
Description В статье представлен анализ явления трансдисциплинарности, осуществляемый в рамках
постнеклассической традиции в работах российского философа Л.П.Киященко. Делается вывод
о том, что современная постнеклассика представляет собой не только полидисциплинарую
нишу, исследующую синергетические концепты,
различные проблемы сложности. В рамках постнеклассики были сформированы
важнейшие концептуальные конструкты – типы научной рациональности (В.С.Степин). Осмысление этих конструктов способствовало формированию и развитию особого «рекурсивного» метода (Э.Морен, В.И.Аршинов,
В.С.Степин), который может быть применен и для анализа трансдисциплинарности. Этот метод рассматривается как один из первых путей,
связанных с прояснением представлений об интенсивной эволюции (Э.Ласло).
Зафиксированы основные тематические линии философии трансдисциплинарности. Первая тема развивается в контексте с исследованиями сложного
трансдисциплинарного субъекта. Тема вторая формируется в результате
осмысления новых, нетоталитарных подходов к пониманию целостности.
Тема третья связана с освоением онтологии трансдисциплинарности. В этой
связи обсуждаются практики интеллектуальной сонастройки философа с
универсумом путем выявления новой группы актуальных универсалий.
У статті представлений аналіз явища трансдисциплiнарностi, здійснений у рамках постнекласичної традиції в роботах росiйського фiлософа
Л.П.Кiященко. Робиться висновок про те, що сучасна постнекласика є
не лише полiдисциплiнарною нішею, у якiй досліджуються синергетичні концепти, різні проблеми складності. У межах постнекласики були
сформовані найважливіші концептуальнi конструкти – типи наукової раціональності (В.С.Стьопiн). Осмислення цих конструктiв сприяло
формуванню й розвитку особливого “рекурсивного” методу (Е.Морен,
В.І.Аршинов, В.С.Стьопiн), який може бути застосований і для аналізу
трансдисциплiнарностi. Цей метод розглядається як один з перших шляхів, пов’язаних з проясненням уявлень про інтенсивну еволюцію (Е.Ласло). Зафіксовані основні тематичні лінії філософії трансдисциплiнарності. Перша
тема розвивається у контекстi досліджень складного трансдисциплiнарного
суб’єкта. Тема друга формується в результаті осмислення нових, нетоталітарних підходів до розуміння цілісності. Тема третя пов’язана з освоєнням
онтології трансдисциплiнарності. В зв’язку з цим обговорюються практики
інтелектуального осягнення фiлософом унiверсуму, наслiдком чого є виявлення нової групи актуальних універсалій.
Based on post-non-classical tradition presented by the works of the Russian
philosopher L.P.Kiyaschenko the phenomenon of transdisciplinarity is analyzed in
the given article. It is concluded that post-non-classics is not only multidisciplinary
niche for exploring of synergistic concepts, various problems of complexity.
The most important conceptual constructs, for example, the types of scientific
rationality (V.S.Stepin) were formulated within post-non-classics. Understanding
these constructs has promoted the formation and development of a special
“recursive” method (E.Moren, V.I.Arshinov, V.S.Stepin), that can be applied to
the analysis of transdisciplinarity. This method is considered as one of the first step
towards clarifying ideas about the intensive evolution (E.Laslo). The thematic lines
of philosophy of transdisciplinarity are fixed. The first theme is developed in the
context of a transdisciplinary study of complex subject. The second theme is formed
as a result of new thinking, the nontotalitarian approaches to the understanding the
integrity. The third theme is connected with the development of transdisciplinarity
ontology (TD ontology). In this regard, we discussed the practice of intellectual
conceptualization of universe by philosopher, the result of which is identifying a
new group urgent universals.
 
Date 2017-03-11T12:17:05Z
2017-03-11T12:17:05Z
2015
 
Type Article
 
Identifier Богатая Л. Трансдисциплинарность: постнеклассический ракурс рецепции / Лидия Богатая // Філософія освіти. Philosophy of Education : науковий часопис / Інститут вищої освіти НАПН України, НПУ імені М. П. Драгоманова, 2015. – № 1 (16). – C. 168-182.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/12903
 
Language ru
 
Publisher Інститут вищої освіти НАПН України