Запис Детальніше

Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи
 
Creator Гоменюк, Ганна Володимирівна
 
Subject компетентнісний підхід
концептуальна модель
компетентнісне навчання алгебри
методика реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи
предметна математична компетентність
спеціальні предметні математичні компетентності
компетентностный подход
концептуальная модель компетентностного обучения алгебре
методика реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся основной школы
предметная математическая компетентность
специальные предметные математические компетентности
competence-based approach
conceptual model
competence-based teaching Algebra
methodology of realizing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school students
subject mathematical competence, specific subject mathematical competence
373.5.016:512
 
Description Дисертацію присвячено проблемі впровадження компетентнісного підходу в
навчання алгебри учнів основної школи. У роботі на основі створеної
концептуальної моделі навчання алгебри на засадах компетентнісного підходу
описано методику реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів
основної школи, визначено її компоненти, а саме: мотиваційно-ціннісний, практико-
орієнтований, діяльнісний, рефлексивний; розроблено програму впровадження
методики реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної
школи, укладено збірник компетентнісно орієнтованих задач з алгебри.
Проведене експериментальне впровадження результатів дослідження свідчить,
що використання запропонованої реалізації компетентнісного підходу до навчання
алгебри учнів основної школи забезпечує формування в школярів предметної
математичної компетентності та спеціальних предметних математичних
компетентностей.
Диссертация посвящена проблеме внедрения компетентностного подхода в
обучение алгебре учащихся основной школы. Реализация компетентностного
подхода к обучению алгебры состоит в направленности учебного процесса на
формирование предметной математической компетентности и специальных
предметных математических компетентностей, к которым принадлежат
вычислительная, процедурная, графическая, логическая и практико-
ориентированная. Внедрение компетентностного обучения требует интеграции в
традиционное обучение алгебры таких составляющих компетентностного подхода
как формирование мотивации и ценностного отношения учащихся к обучению,
обеспечение практико-ориентированного направления содержания курса алгебры
основной школы, развитие у учащихся готовности к самостоятельной учебно-
познавательной деятельности и способности к самоконтролю и самооценке.
Концептуальная модель компетентностного обучения алгебре в основной
школе состоит из четырех уровней: теоретической концепции обучения алгебре в основной школе, методики внедрения компетентностного подхода в обучение алгебре, педагогических условий реализации компетентностного обучения алгебре,
критериев, уровней и средств диагностики формирования математических
компетентностей учащихся в процессе обучения алгебре.
Методологический компонент 1-го уровня модели охватывает научные идеи,
выступающие концептуальной основой процесса обучения алгебре на основе КП и
обще дидактические принципы, соблюдение которых обеспечивает его реализацию.
Дидактические принципы являются стержнем, который объединяет все уровни и
компоненты образовательного процесса и обеспечивает их системную целостность.
В разработанной модели целью компетентностного обучения алгебре является
формирование предметной математической компетентности и специальных
предметных математических компетентностей на основании системного,
аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, а
также использование педагогических средств информационно-коммуникационных
технологий. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс
средней школы на этапе формирования глобального информационно-
образовательного пространства, требует активного применения в процессе обучения
алгебре информационно-коммуникационных технологий. Современные
информационные технологии создают благоприятные условия для формирования
как ключевых, так и предметных компетентностей учащихся. Использование ИКТ в
целях формирования математических компетентностей позволяет более эффективно
и качественно реализовать все этапы организации обучения алгебре учащихся на
основании компетентносного подхода.
Второй уровень модели обосновывает методику реализации
компетентностного подхода к обучению алгебры, которая состоит из мотивационно-
ценностного, практико-ориентированного, деятельностного, рефлексивного
компонентов. Третий уровень описывает условия, необходимые для обеспечения
реализации компетентностного подхода в процессе обучения алгебре учащихся
основной школы: планирование всех этапов обучения, обеспечение положительной
и устойчивой мотивации, формирование опыта самостоятельной учебной
деятельности, развитие рефлексии учащихся общеобразовательных учебных
заведений, целенаправленная подготовка учителей математики к
компетентностному обучению алгебре.
Четвертый уровень концептуальной модели обеспечивает диагностику
процесса формирования математических компетентностей учащихся основной
школы. В исследовании предложено четыре критерия определения состояния
формирования предметной математической компетентности: мотивационно-
ценностный, практико-ориентированный, деятельностный, рефлексивный, и
соответственно – четыре уровня: начальный, средний, достаточный, высокий.
Процесс формирования математических компетентностей у учащихся 7-9
классов зависит от психологических закономерностей развития личности
школьников подросткового возраста. Этот период является сензитивным
относительно формирования общей предметной математической компетентности и
специальных предметных математических компетентностей, поскольку именно в
этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта учащихся, их
стремление к взрослости, самостоятельности, самореализации. Разработанная методика реализации компетентностного подхода в процесс
обучения алгебре учащихся основной школы основывается на развитии
познавательных интересов, формировании готовности применять полученные
знания для решения компетентностно ориентированных заданий, опыте
самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках алгебры
и во внеурочное время, развитии способности к рефлексии, а также применении в
обучении алгебре ИКТ.
К весомым результатам исследования относятся программа внедрения
методики реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся
основной школы, методические рекомендации для учителей математики и сборник
компетентностно ориентированных задач по алгебре.
Экспериментальная проверка результатов исследования показала, что
использование предложенной методики реализации компетентностного подхода к
обучению алгебры учащихся основной школы обеспечивает формирование у
школьников предметной математической компетентности и специальных
предметных математических компетенций.
The thesis is devoted to the problem of implementing competence-based approach
in teaching Algebra to secondary school pupils. On the basis of the established conceptual model of teaching Algebra in terms of competence-based approach the methodology of
realizing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils has
been described and its components have been determined, namely motivational and value-
based, practice-oriented, activity-based and reflexive components. The implementation
program of the methodology of realising competence-based approach in teaching Algebra
to secondary school pupils has been developed. The collection of competence-oriented
tasks in Algebra has been compiled.
The experimental verification of the survey results shows that the usage of the
proposed competence-based approach realization in teaching Algebra to secondary school
pupils provides forming pupils` subject and specific subject mathematical competences.
 
Date 2017-05-25T11:10:12Z
2017-05-25T11:10:12Z
2016
 
Type Other
 
Identifier Гоменюк, Ганна Володимирівна. Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. В. Гоменюк ; наук. кер. В. Я. Забранський ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 22 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14264
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова