Запис Детальніше

Філософська парадигма утвердження ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Філософська парадигма утвердження ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті
 
Creator Шиндаулова, Раушан Байсеітівна
 
Subject ноогуманістичний світогляд
ноогуманізм
ноогуманістична педагогіка
ноосфера
вища освіта
парадигмальна тенденція
сталий розвиток
філософія освіти
ноогуманистическое мировоззрение
ноогуманизм
ноогуманистическая педагогика
ноосфера
высшее образование
парадигмальная тенденция
устойчивое развитие
философия образования
noohumanistic worldview
noohumanism
noohumanistic pedagogy
noosphere
higher education
paradigmatic trend
sustainable development,
philosophy of education
111.11:17.022.1:378.091.8
 
Description У дисертації вперше у вітчизняному дискурсі філософії освіти
здійснена концептуалізація філософської парадигми утвердження
ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті. У дисертації
концептуалізовано зміст процесів генезису проблеми ноогуманістичного
світогляду та виявлено специфіку його сучасної інтерпретації. Автором
здійснено пошук змісту процесів генезису концепту «ноогуманістична
педагогіка» в дискурсі філософії освіти. Була запропонована авторська
дефініція ноогуманістичної педагогіки як парадигмальної тенденції у
вищій освіті.
В роботі здійснена авторська філософська концептуалізація
стратегії формування ноогуманістичного світогляду сучасних студентів.
При цьому, було здійснено уточнення категоріального апарату
ноогуманізму як методологічної стратегії. Автором виявлені сутнісні
характеристики концепту «ноогуманістичний світогляд», що дозволило
сформулювати його авторську дефініцію. Було розкрито зміст ідеї
соціоприродної злагоди як аксіологічного пріоритету розвитку сучасного
суспільства, а також продемонстровано зміст інтегруючого світоглядного
потенціалу ноогуманізму у сучасній освіті. Автору вдалося обґрунтувати
положення, що в своїй більшості, сучасні стратегії формування
світогляду студентів кожна окремо не можуть в повній мірі задовольнити
сучасні духовні потреби суспільства.
В диссертации впервые в отечественном дискурсе философии
образования осуществлена концептуализация философской парадигмы
утверждения ноогуманистического мировоззрения в современном высшем
образовании. В диссертации концептуализировано содержание процессов
генезиса проблемы ноогуманистического мировоззрения и выявлена
специфика его современной интерпретации. Автором осуществлен поиск
содержания процессов генезиса концепта «ноогуманистическая
педагогика» в дискурсе философии образования.
Была предложена авторская дефиниция ноогуманистической
педагогики как парадигмальной тенденция в высшем образовании. Под
ней предлагается понимать образовательную концепцию, отражающую
новую парадигмальную тенденцию ноосферного образования,
интегрирующую идеи русского космизма, учения о ноосфере, концепции
устойчивого развития, положения квантовой физики, ноосферного,
экологического образования, экологической и гуманистической
философии, педагогики и психологии, данные культурологических,
социально-психологических и психофизических исследований, которая
направлена на становление и развитие космо-планетарного типа
личности, осознанно-самоактуализирующегося на основе
ноогуманистического мировоззрения.
В работе осуществлена авторская философская концептуализация
стратегии формирования ноогуманистического мировоззрения
современных студентов. При этом, было осуществлено уточнение
категориального аппарата ноогуманизма как методологической стратегии,
вобравшей основные понятия, сформированные в представителями
философской школы русского космизма, учения о ноосфере,
экологической парадигмы, квантовых теорий, соотнесенных с базовой
категорией социоприродного согласия. Автором выявлены cущностные характеристики концепта «ноогуманистическое мировоззрение», что
позволило сформулировать его авторскую дефиницию.
Было раскрыто содержание идеи социоприродного согласия как
аксиологического приоритета развития современного общества, а также
продемонстрировано содержание интегрирующего мировоззренческого
потенциала ноогуманизма в современном образовании. Автору удалось
обосновать положение, что в своем большинстве, современные стратегии
формирования мировоззрения студентов, по отдельности не могут в
полной мере удовлетворить современные духовные потребности
общества. В исследовании были развиты представления об историко-
философском генезисе проблемы ноогуманистического мировоззрения.
Автором исследования осуществлена интерпретация ноогуманизма как
идеи, соразмерной со сложной социальной динамикой, носящей
кризисный характер. Был раскрыт потенциал интерпретации подходов
ноогуманизма в разрезе междисциплинарных знаний, а также
представления о роли традиционной (народной) музыкальной культуры и
музыкального мышления для формирования ноогуманистического
мировоззрения студентов.
The dissertation is the first attempt in the national discourse of
philosophy to perform the philosophical conceptualization of paradigm of
noohumanistic worldview establishment at the modern higher education. The
dissertation is conceptualized the content of noohumanistic worldview genesis
processes and revealed the specifics of its modern interpretation. The author
carried out the search of "noohumanistic pedagogy" content genesis at the
discourse of philosophy of education. The author definition of "noohumanistic
pedagogy" concept as paradigmatic trend in higher education has been
proposed.
At this paper the author carried out the philosophical conceptualization
of strategy for noohumanistic worldview formation of modern students. In this
case, clarification of noohumanism categorical apparatus as a methodological
strategy was implemented. The author reveals the essential characteristics of
the concept "noohumanistic worldview" that has allowed the author to
formulate one’s definition. The content of the socio-natural harmony idea was
disclosed as an axiological priority of modern society. The integrative
worldview potential of "noohumanism" for modern education was
demonstrated ideological content. The author substantiated the statement that
(for the most part) modern strategy of formation of students worldview can not
alone fully satisfy the spiritual needs of modern society.
 
Date 2017-06-13T08:22:13Z
2017-06-13T08:22:13Z
2017
 
Type Other
 
Identifier Шиндаулова Р. Б. Філософська парадигма утвердження ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті : автореферат дис. ... докт. філософ. наук : 09.00.10 / Р. Б. Шиндаулова ; наук. кер. Д. Б. Свириденко ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 36 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14574
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова