Запис Детальніше

Світоглядно-гуманістична концепція Мішеля Монтеня

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Світоглядно-гуманістична концепція Мішеля Монтеня
 
Creator Яручик, Антоніна Іванівна
 
Subject Мішель Монтень
людина
життєво-досвідне пізнання
саморефлексія
критично-скептичне мислення
іронія
гуманістичний індивідуалізм
«Я» мислителя
Мишель Монтень
человек
жизненно-опытное познание
саморефлексия
критическо-скептическое мышление
ирония
гуманистический индивидуализм
«Я» мыслителя
Michel de Montaigne
man
life-experienced knowledge
self-reflection
critical and skeptical thinking
irony
humanistic individualism
thinker’s ego
141:165.74(091)(043.3)
 
Description У дисертації вперше в межах вітчизняної історико-філософської думки
здійснено системний аналіз творчого спадку Мішеля Монтеня, окреслено
світоглядно-гуманістичну концепцію Монтеня й обґрунтовано значимість,
позитивний потенціал, вагомий внесок мислителя в становлення європейського
інтелектуального простору.
Філософія Монтеня має світсько-гуманістичне спрямування,
натуралістичний характер й заснована на критично-скептичному мисленні,
іронії та самоіронії. Істинна саморефлексія Монтеня, спрямована на тілесність,
розум, відчуття, волю, життєві й буттєві вияви, дала змогу окреслити людину
як багатогранну, суперечливу та відкриту тілесно-душевну цілісність, якій
притаманні позитивні й негативні прояви. Доведено, що основу філософії
Монтеня становить гуманістичний індивідуалізм, який передбачає
першочергове право людини на особисте життя, утілення власного
неповторного буттєвого проекту й дотримання загальнолюдських цінностей:
права людини на життя, свободу, реалізацію індивідуальних здібностей,
повноцінне та щасливе життя, гуманне ставлення до себе.
Указано, що Мішель Монтень не створив цілісної філософської системи
поглядів, оскільки осмислював «Я» мислителя, живу природну людину, яка
постала настільки неоднозначною, що вписати її в якусь єдину концепцію
виявилося проблематично, якщо й узагалі можливо.
В диссертации впервые в рамках украинской историко-философской
мысли сделан систематический анализ творческого наследия Мишеля Монтеня,
очерчена мировоззренческо-гуманистическая концепция и аргументирована
значимость, позитивный потенциал, большой вклад мыслителя в становление
европейского интеллектуального пространства.
Предлагаемое исследование содержит системную рецепцию источников,
которые раскрывают сущность и специфику мироззренческо-гуманистических
взглядов Мишеля Монтеня на человека, его индивидуальную жизнь, смысло-
жизненные приоритеты и ценности. Отмечается, что философия французского
мыслителя имеет светско-гуманистическое направление, натуралистический
характер и основана на критически-скептическом мышлении, иронии и
самоиронии. Лейтмотивом исследовательских запросов Монтеня стал вопрос-
лозунг «Что я знаю?» («Que scais-je?»), а классический призыв «Познай самого
себя» предопределил предмет познания – «Я» мыслителя. Раскрыта сущность примененного в «Опытах» метода, истинной
саморефлексии Монтеня (Vѐritable auto-reflexion de Montaigne) как наиболее
удачного для познания человека, поскольку автор создал свой истинный образ
себя, все проверяя на чаше весов мудрости и правды.
Показано, что переосмысление французским мыслителем постулатов
античности, Средневековья и Ренессанса определило сочетание разного плана
идей и убеждений. Философский плюрализм (стоицизм, эпикуреизм,
скептицизм, натурализм, рационализм, эмпиризм, фидеизм), представленный в
«Опытах», был использован мыслителем для более точного объяснения
собственных взглядов на человека и мир. Реалии того времени требовали
нового подхода к познанию и побудили Монтеня к трансформации
философского опыта своих предшественников и применение собственного
подхода, жизненно-опытного познания, которое направлено на осмысление
природы человека, его умственных способностей, ощущений, эмоций,
переживаний, желаний, жизненных и бытийных проявлений, ценностных
приоритетов.
Природа человека способствует тому, что он может развиваться как
сознательная и моральная личность, а может стать аморальным, эгоистичным и
лишенным умственных способностей существом.
Раскрывается сущность мировоззренческой позиции Монтеня, в
соответствии с которой человек пришел в мир, чтобы действовать и быть
счастливым, поэтому каждый должен исполнять свои роли – роль личности и
гражданина – настолько, насколько это нужно и полезно ему и обществу.
Жизненная позиция Монтеня определялась его высоким социальным статусом
и общественной ролью, соответствовала его внутреннему «Я» и была
соизмерима не с отдельной идеей, обществом, народом вообще, а с его
личностью, что не характеризует такую позицию как эгоистическую, поскольку
только свободный, самодостаточный и счастливый человек может быть
полезным и себе, и другим людям. Смысл жизни каждого человека должен
иметь гуманистический человеческий характер.
Акцентировано, что наиболее важными общечеловеческими ценностями
Монтень считал жизнь человека, здоровье, любовь, свободу, справедливость,
человечность, достоинство, терпимость, толерантность. Мишель Монтень
обозначил смысловые связи между прошлым и будущим, поэтому его призывы
– Познай самого себя! Будь мудрым! Будь здоровым! Будь рабом самого себя!
Довольствуйся своим! Ничего лишнего! Будь свободным! Будь счастливым! –
всегда будут актуальными для потомков.
Отмечается, что Мишель Монтень не создал целостной философской
системы взглядов, поскольку он осмысливал живого природного человека, «Я»
мыслителя, который оказался настолько неоднозначным, что вписать его в
некую единственную концепцию оказалось проблематично, если вообще это
возможно. Французский мыслитель-гуманист лишь стремился отыскать ответы
на важные жизненные вопросы, а не занимался теоретическими дефинициями,
поэтому его жизненно-опытное познание значительно опередило
теоретическую рефлексию и, как показала история, – свое время.
For the first time within the framework of the national historical and
philosophical thought a systemic analysis of Michel de Montaigne’s philosophical
heritage has been made, the ideological and humanistic conception of Montaigne has
been outlined, the importance, positive potential and significant contribution of the
thinker to the establishment of the European intellectual space has been proved.
Montaigne's philosophy is secular-humanistic oriented, has naturalistic character and
is based on the critical and skeptical thinking, irony and self-irony. Montaigne’s true
self-reflection focused on the corporeality, mind, feelings, will and existential
manifestation has made it possible to define a man as a many-sided, contradictory
and open physical-spiritual integrity characterized by positive and negative features.
It has been confirmed that the philosophy of Montaigne is based on humanistic
individualism that implies the top-priority human right to privacy, the realization of
one’s own unique life project and adherence to human values: the rights to life,
liberty, implementation of individual capabilities, full and happy life, and humane
treatment.
It has been pointed out that Michel de Montaigne has not worked out a
coherent system of philosophical views since he contemplated the thinker’s ego, a
living natural person that proved to be so ambiguous that it turned out to be difficult,
if not impossible, to incorporate him into some single conception.
 
Date 2017-06-13T08:33:45Z
2017-06-13T08:33:45Z
2016
 
Type Other
 
Identifier Яручик А. І. Світоглядно-гуманістична концепція Мішеля Монтеня : автореферат дис. ... канд. філософ. наук : 09.00.05 / А. І. Яручик ; наук. кер. С. С. Возняк ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 19 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14578
 
Language uk