Вища освіта в життєвих стратегіях сучасного українського студенства
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Вища освіта в життєвих стратегіях сучасного українського студенства
|
|
Creator |
Заблоцька, Юлія Віталіївна
|
|
Subject |
вища освіта
життєві стратегії студентство життєвий горизонт стратегієтворення інтелект компетентність высшее образование жизненные стратегии студенчество жизненный горизонт стратегиетворение интеллект компетентность higher education life strategies students life horizon strategy-creation intelligence competence 1:37 +378(477) |
|
Description |
За сучасних умов особливого значення набуває стратегічне програмування процесів і управління розвитком. На рівні особистості це – життєва стратегія, яка має на меті привести у відповідність існуючий стан речей з бажаним на основі певної Я-концепції та ключових життєвих цінностей. Стратегія являє генералізуючий формат для інших форм раціональної побудови життєвого шляху. Життєві стратегії студентства, в яких вища освіта виступає конституюючим елементом та важливим корегуючим чинником, несуть на собі відбиток проміжного соціального статусу самого студентства. Залежно від місця та ролі вищої освіти, основних навчальних мотивацій і уявлень про професійне майбутнє можуть бути виділені три основних типи життєвих стратегій сучасного українського студентства: карʼєрно-прагматичний, універсально-освітній та адаптивно-конформістський. Основою свого потенціалу в майбутньому студенти вважають інтелект й особистісні якості. Для забезпечення гідної конкурентоспроможності майбутніх фахівців найбільш оптимальною є компетентнісна освітня стратегія, в основу якої має бути покладений всебічний розвиток компетенцій, заснованих на множинному інтелекті, розвитку творчих особистісних якостей. Серцевиною всіх видів компетентностей повинна бути особистість як осередок творчих якостей та продуктивних професійних навичок, що дають можливість вирішувати проблеми будь-якого ступеня складності. В диссертации рассматриваются основные аспекты, связанные с местом и ролью высшего образования в жизненных стратегиях современного украинского студенчества. Современность формирует новые качества социальной реальности: особую интенсивность информации, кумулятивное воздействие технологий, ускорение социальной динамики, неопределенность и риск. В этих условиях особое значение приобретает упорядоченность и программирование процессов, управление развитием. Одним из главных способов рациональной организованности выступает формирование стратегий. На уровне личности это – жизненная стратегия, которая имеет целью привести в соответствие существующее положение вещей с желаемым. Стратегия представляет собой генерализирующий формат для всех других форм рационального построения жизненного пути. Различные другие формы жизненного планирования поглощаются стратегией и используются ею как материал для стратегиетворения. Вместе с тем, стратегия по сравнению с ними отличается деятельностной направленностью и значительно большей степенью неопределенности. Основой построения жизненной стратегии выступает определенная Я-концепция и ее проективное развертывание. Наиболее значимые отдаленные ориентиры стратегии образуют жизненный горизонт. Движение к нему делает цели более отчетливыми и вызывает к жизни более детализированные и реалистичные элементы жизненных планов. Жизненные стратегии студенчества несут на себе отпечаток промежуточного социального статуса студенчества. Все эти стратегии так или иначе включают в себя выбор профессии, поступление в вуз, получение специальности и поиск себя в самостоятельной жизни. Для воспитания стратегического мышления и стратегической культуры большое значение имеет философская культура, в частности, потенциал философии образования. В зависимости от места и роли вышего образования, а также основных учебных мотиваций и представлений о префессиональном будущем могут быть выделены три основных типа жизненных стратегий современного украинского студенчества: карьерно-прагматический, универсально-образовательный и адаптивно-конформистский. Представители первых двух типов (соответственно, примерно 60% и 25% принявших участие в общеукраинском исследовании) отличаются большей автономностью, более стойкой учебной мотивацией и склонностью планировать свою жизнь (от нескольких месяцев до нескольких лет). Представители третьего типа ориентированы скорее на круг общения в вузе, их учебные мотивации слабее, как и интерес к будущей специальности. В целом можно констатировать доминирование внешних учебных мотиваций и акцент на материальных аспектах жизни. Не менее половины студентов выражают настроение временно покинуть Украину с целью получения образования за рубежом, трудоустройства или на постоянное жительство. Уровень преподавания в своих вузах студенты оценивают в основном позитивно, хотя и интенсивность учебных 20 нагрузок не считают слишком высокой. Важно, что именно интеллект и личностные качества студенты считают основой своего успеха в будущем. Для обеспечения достойной конкурентоспособности будущих специалистов наиболее оптимальной представляется компетентностная образовательная стратегия, фундаментом которой является всестороннее развитие компетенций, основанных на множественном интеллекте и развитии творческих личностных качеств. Главнейшими среди этих видов компетентности должны выступать: универсально-интеллектуальная, профессиональная, социально-политическая (включая гражданскую), коммуникативная, а также лидерская. В контексте информационной эпохи важной становится навигационная компетентность как способность со знанием дела ориентироваться в потоках информации. Безусловно, огромное значение имеет воспитание и практическое применение стратегического мышления к решению проблем вуза, предприятия, местного сообщества, страны в целом. Сердцевиной всех видов компетентностей выступает личность как средоточие творческих качеств и профессиональных навыков, дающих возможность найти подход к решению проблем любой сложности. Для выработки позитивной жизненной стратегии студенчества особое значение имеет формирование образа желаемого будущего и комплекс модернизационных преобразований по его утверждению и продвижению. Strategic programming and development management is particularly important in modern conditions processes. On a personal level it is life strategy, which aims to harmonize the current situation with the desirable on the ground of relevant life values and concept of the Self. Strategy is a generalizing format (pattern) for other forms of rational life constructing. Students’ vital strategies bear the imprint of the transitional students' social status. Higher education serves defining element and an important adjustment factor in them. Depending on the place and role of higher education, main educational motivation and ideas about the professional future life strategies of modern Ukrainian students can be distinguished into the three basic types: career-pragmatic, universal- educational, and adaptive-conformist. Students consider intelligence and personality as the basis of their potential and success in the future. The competence educational strategy, which is based on the comprehensive development of competencies, based on multiple intelligence and the development of creative personality traits can ensure the competitiveness of a decent future specialists. The core of all the competencies should be the person as the concentration of creative qualities and fruitful professional skills that make it possible to solve problems of any complexity level. |
|
Date |
2017-06-21T12:16:22Z
2017-06-21T12:16:22Z 2017 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Заблоцька Ю. В. Вища освіта в життєвих стратегіях сучасного українського студенства : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.10 / Юлія Віталіївна Заблоцька ; наук. кер. В. П. Андрущенко ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14759 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
|
|