Запис Детальніше

Ідеал як соціокультурний феномен у дискурсі модерну та постмодерну

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Ідеал як соціокультурний феномен у дискурсі модерну та постмодерну
 
Creator Чорна, Лідія Валеріївна
 
Subject диспозитив
ідея
ідеал
модерн
постмодерн
соціальний ідеал
суспільний ідеал
транспозитив
утопія
хронотоп
Chronotope
Dispositif
Idea
Ideal
Modernism
Postmodernism
Social Ideal
Transposition
Utopia
диспозитив
идея
идеал
модерн
постмодерн
социальный идеал
общественный идеал
транспозитив
утопия
хронотоп
124.4:316.61+001.12
 
Description У дисертації розкривається потенціал ідеалу як соціокультурного
феномену. Проводиться компаративний аналіз домодерної, модерної та
постмодерної парадигми функціонування ідеалу. Формулюється концепція
ідеалу як соціокультурного феномену в синтезованому полі антропологічного,
семіологічного та візуального повороту Постмодерну. Обґрунтовується, що
існування людини у сучасному соціокультурному просторі є адаптація до
практик культури, що утворюють новий образ та ідеали людини.
Обґрунтовується сучасна міфологізація ідеалу, яка перетворюється на
міфодизайн та актуалізує розуміння ідеалу як симулякру. Уточнюэться роль
революції та утопії як модерних форм практичного втілення суспільного ідеалу.
Розкриваються характерні риси та причини руйнації комуністичного ідеалу як
редукованого релігійного ідеалу. Функціонування комуністичного ідеалу
досліджується в контексті його існування як параду атракціонів. Описуються
прогностичні можливості ідеалу як соціокультурного феномену.
The thesis reveals the potential of Ideal as a sociocultural phenomenon. The
comparative analysis of pre-modern, modern and postmodern paradigms of Ideal
functioning is conducted. It is formulated the concept of the Ideal as a sociocultural
phenomenon in the synthesized sphere of anthropological, semiological and visual
turn of Postmodern. There is grounded that man existence in the modern sociocultural
space is an adaptation to cultural practices that create a new image and ideals of a
man. Modern mythologization of Ideal is described, which is converted to
mythodesign and actualizes the understanding of Ideal as a simulacrum. The role of
revolution and utopia as modern forms of practical implementation of social ideal is
specified. The peculiarities of communist ideal and reasons of its destruction as
reduced religious ideal are revealed. Functioning of the communist ideal is
investigated in the context of its existence as a parade of attractions. There are
described the prognostic abilities of an Ideal as a sociocultural phenomenon.
В диссертации раскрывается функциональный потенциал идеала как
социокультурного феномена. На широком историко-философском материале
проводится компаративный анализ функционирования идеала в рамках
премодерной, модерной и постмодерной мировоззренческой парадигмы. В исследовании уточняются содержательные, структурные и функциональные
характеристики утопии и революции как социокультурных феноменов эпохи
Модерна. Формулируется концепция идеала как социокультурного феномена в
синтезированном поле антропологического, семиологического и визуального
поворота Постмодерна. Проведенное исследование позволяет обосновать, что
существование человека в современном социокультурном пространстве
представляет собой адаптацию к практикам культуры, создающим новый образ
и идеалы человека. Современные идеалы определяются как нормативные
маркеры лексики, артикуляции, дисциплинарных дискурсивных практик. В
работе освещается проблематика моделей практик культуры, в рамках которых
идеал рассматривается как поливалентная сущность, коррелирующая со
способностью быть абсолютом и вещью в зависимости от измерения
человеческого существования – религиозного, этического, эстетического,
художественного. Рассматривается современная мифологизация идеала,
которая превращается в мифодизайн и актуализирует понимание идеала как
симулякра. Акцентируется внимание на том, что сексуальность, телесность,
власть в контексте дискурсивных практик создают новую, сравнительно с
парадигмой эпохи Модерна, систему презентации идеала, основывающуюся на
лингвистическом идеале. На основе селекции, путем трансформации
первичного дискурса достигается идеальная информация, благодаря
перекомбинированию, риторическим перестановкам, деформациям,
изменениям. Идеалы Постмодерна, сравнительно с идеалами эпохи Модерна,
трансформируются, теряя субстанциональность и идентичность, и
превращаются в вербализованную конструкцию. Возникает синтез вербального
и визуального. Обосновывается взаимосвязь между антропологическими и
визуальными константами постмодернистского идеала. Акцентируется
внимание на том, что современный антропологический контекст характеризует
«выход» человека в иное, виртуальное пространство, в связи с чем
анализируется новый хронотоп идеала Постмодерна, основанный на новом
диспозитиве и транспозитиве. Трансформируется и религиозный идеал
бессмертия, который в дискурсе виртуальной реальности творит свою
экранную, визуальную версию бессмертия. Раскрываются характерные черты и
причины трансформации и разрушения коммунистического идеала как
редуцированного религиозного идеала. Функционирование коммунистического
идеала исследуется в контексте анализа общества спектакля, позиционирования
идеала как парада аттракционов. Описываются прогностические возможности
идеала как социокультурного феномена.
 
Date 2017-06-27T08:35:46Z
2017-06-27T08:35:46Z
2017
 
Type Other
 
Identifier Чорна Л. В. Ідеал як соціокультурний феномен у дискурсі модерну та постмодерну : автореферат дис. ... докт.філос.наук : 09.00.03 / Лідія Валеріївна Чорна ; наук. конс. І. Ф. Надольний ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14812
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова