Запис Детальніше

Особливості професійно орієнтованих особистісних якостей майбутнього психолога спеціальних закладів освіти

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Особливості професійно орієнтованих особистісних якостей майбутнього психолога спеціальних закладів освіти
 
Creator Дубовик, Олена Михайлівна
 
Subject професійно орієнтовані особистісні якості
майбутні психологи
спеціальні заклади освіти
симптомокомплекси
тренінгові вправи
профессионально ориентированные личностные качества
будущие психологи
специальные учреждения образования
симптомокомплексы
тренинговые упражнения
professionally oriented personal qualities
future psychologists
special education institutions
symptoms
training exercises
 
Description Дисертація присвячена проблемі становлення професійно орієнтованих
особистісних якостей майбутнього психолога спеціальних закладів освіти. У
роботі представлено результати аналізу теоретичних підходів до вивчення
зазначеної проблеми й визначено зміст поняття «професійно орієнтовані
особистісні якості психолога спеціальних закладів освіти».
У відповідності з сучасними науковими тенденціями в психології у
структурі досліджуваних якостей виділено когнітивно-рефлексивний, морально-
етичний, афіліативно-комунікативний симптомокомплекси. Емпіричним шляхом
виявлені особливості прояву кожного з означених симптомокомплексів,
встановлені їхні рівні (високий, середній, низький), досліджено динаміку їхніх
змін у результаті формувального впливу.
Обґрунтовано модель комплексного впливу на становлення професійно
орієнтованих особистісних якостей майбутнього психолога спеціальних закладів
освіти, розроблено і впроваджено в навчальний процес вищих навчальних
закладів систему тренінгових вправ, ефективність яких для розвитку зазначених
якостей доведено засобами факторного аналізу.
Диссертация посвящена проблеме становления профессионально
ориентированных личностных качеств будущего психолога специальных
учреждений образования. В работе представлены результаты анализа
теоретических подходов к изучению указанной проблемы, предложено
трактование исследуемых качеств в контексте специального образования.
Исходя из результатов психолого-педагогических исследований, были
выделены структурные компоненты (когнитивно-рефлексивный, морально-
этический, аффилиативно-коммуникативный) и критерии профессионально
ориентированных личностных качеств будущих психологов указанной
категории, на основании которых определены их составляющие (высокий
уровень интеллекта, индивидуальный стиль мышления, самостоятельность,
интуиция, рефлексия, эмпатийность, сензитивность, альтруизм, нравственность,
ответственность, конгруэнтность, афиллиативность, коммуникативность,
компетентность, потребность в саморазвитии, самореализации и
самоусовершенствовании). В работе представлен комплекс диагностических
процедур для изучения указанных качеств личности будущих психологов.
Эмпирическим путем определены симптомокомплексы профессионально
ориентированных личностных качеств студентов, особенности проявления
каждого их компонента, уровни (высокий, средний, низкий); представлены итоги
исследования динамики их развития в результате внедрения формирующего
эксперимента; раскрыто содержание выявленных составляющих у будущих
психологов специальных учреждений образования.
Основываясь на выделенных особенностях и уровнях, были обозначены
базовые принципы развития профессионально ориентировочных личностных
качеств: гуманизации, интеграции, индивидуализации, субъектности,
целостности, детерминизма. Результаты факторного анализа экспериментальных
данных позволили подтвердить действенность обозначенной структуры
профессионально ориентированных личностных качеств будущих психологов
специальных учреждений образования, а также  выделить наиболее значимые
среди них черты: личностно-регулятивные, эмпатические и коммуникативно-
организаторские способности, эмоциональную устойчивость, профессиональную
идентификацию. Установлено, что среди указанных качеств, влияющих на
успешность профессиональной деятельности, значимой является связь между
коммуникативными и регулирующими поведение способностями. Теоретически обоснована, разработана и апробирована модель
комплексного влияния на становление профессионально ориентировочных
личностных качеств будущих психологов исследуемой категории; доказана
эффективность тренинговой программы, включенной в учебный процесс высших
учебных заведений.
The main problem of dissertation is to establish professionally oriented personal
qualities of a future psychologist of specialized educational institutions. The work
presents an analysis of theoretical approaches to the study of the problem and defines
the concept of "professionally oriented personality of psychologist of specialized
educational institutions."
According to modern scientific psychology trends in the structure of the studied
qualities selected reflexive cognitive, moral ethical, affiliative-communicative
symptoms. Empirically discovered peculiarities of each of the indicated symptoms,
established their levels (high, medium, low), studied the dynamics of their changes as
a result of forming exposure.
The model complex influence on the formation of professionally oriented
personal qualities a future psychologist specialized educational institutions, developed
and implemented in the educational process of higher education system training
exercises which efficiency for developing these qualities proved by means of factor
analysis.
 
Date 2017-07-05T09:57:42Z
2017-07-05T09:57:42Z
2017
 
Type Other
 
Identifier Дубовик О. М. Особливості професійно орієнтованих особистісних якостей майбутнього психолога спеціальних закладів освіти : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 / О. М. Дубовик ; наук. кер. Зоя Василівна Огороднійчук ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 22 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14922
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова