Запис Детальніше

Теорія та практика підготовки педагогічних кадрів до економічного виховання школярів у системі безперервної освіти

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Теорія та практика підготовки педагогічних кадрів до економічного виховання школярів у системі безперервної освіти
 
Creator Шпак, Олександр Тихонович
 
Subject концептуальна модель безперервної освіти
система безперервної освіти
економічна підготовка
економічна освіта
економічна компетентність
економічна культура
економічне мислення
економічне виховання
концептуальная модель непрерывного образования
система непрерывного образования
экономическое образование
экономическая подготовка
экономическая компетентность
экономическое мышление
экономическое воспитание
экономическая культура
continued educational system
pedagogical specialists
economic education
economic training
economic competence
economic culture
372.211
 
Description У дисертації науково обґрунтовано шляхи та підходи до вирішення комплексної
соціально-педагогічної проблеми економічної підготовки викладачів загальноосвітніх
шкіл, розкрито соціально-орієнтовану сутність економічної освіти як одного із складових
елементів інтелектуального потенціалу суспільства, розроблено концепцію економічної
підготовки педагогічних кадрів, спрямовану на забезпечення економічної компетентності
вчителя загальноосвітньої школи, визначено умови формування особистості з високим
рівнем економічної культури, запропоновано модель економічної підготовки педагогічних
кадрів і методичну систему дидактичних засобів реалізації завдань економічної освіти й
виховання учнів. Основні рекомендації дослідження впроваджено у процес економічної
підготовки освітянських кадрів в Україні. На основі результатів дослідження автором
запропоновані нові навчальні програми, навчальні і методичні посібники з економічної
освіти й виховання, які знайшли масове впровадження у закладах освіти України. Отримані
в ході дослідження дані можуть бути використані для подальшого вдосконалення
професійної підготовки педагогічних кадрів у вищих закладах освіти.
В диссертации научно обоснованы пути и подходы к разрешению комплексной
социально-педагогической проблемы экономической подготовки и переподготовки
преподавателей общеобразовательных школ, проанализировано формирование подходов к
экономическому образованию в истории экономической мысли в Украине, раскрыта
социально-ориентированная сущность экономического образования как одного из
составных элементов интеллектуального потенциала общества, разработана концепция
экономической подготовки педагогических кадров, направленная на обеспечение
экономической компетентности учителя общеобразовательной школы, определены
условия формирования личности с высоким уровнем экономической культуры,
предложена модель экономической подготовки педагогических кадров и методическая
система дидактических средств реализации заданий экономического образования и
воспитания школьников.
В процессе исследования обосновано, что главная цель непрерывного
экономического образования педагогических кадров должна быть направлена на
обеспечение таких условий, которые определяются соответствующими функциями
экономической подготовки и воспитания школьников: познавательно-развивающей,
обучающей и воспитывающей, познавательно-деятельностной, социально-защитной,
компенсирующей и профессионально-ориентационной.
Показано, что структурно экономическая подготовка педагогических кадров
должна представлять собой трехуровневую систему, которая предусматривает
непрерывное образование и воспитание школьников (пропедевтический уровень),
вузовскую подготовку студентов высших учебных заведений к экономическому
образованию и воспитанию школьников (формирующий уровень) и последипломное
образование педагогических кадров (корректирующий уровень). Каждый из этих уровней
характеризуется динамичностью и предусматривает инвариантную и вариативную части.
В диссертации рассмотрена готовность педагога к экономическому образованию как
интегративное качество его личностной социально-мировоззренческой позиции и
профессиональных знаний и умений, которое представляет собой производную от целей и
задач економической подготовки и воспитания школьников. В процессе исследования
обоснована необходимость выделения пяти основных уровней готовности педагога к
экономическому обучению и воспитанию школьников: повседневный, информационный,
научно-методический, производительно-моделирующий, инновационный. К каждому из
названных уровней автором диссертации были разработаны учебные программы и
методические рекомендации
Определено, что экономическая подготовка педагогических кадров должна
рассматриваться в трех аспектах: теоретическом, практическом и методическом.
Результаты теоретического и экспериментального исследований показали, что
экономическая подготовка как целостное педагогическое образование должна
обеспечиваться органической связью между всеми аспектами подготовки:
социально-педагогическим, организационно-педагогическим, общеэкономическим,
психолого-педагогическим, методическим, воспитательным и управленческим.
Основные рекомендации исследования внедрены в процесс экономической
подготовки педагогических кадров в Украине. На основании результатов исследования
автором предложены новые учебные программы, учебные и методические пособия по
экономическому образованию и воспитанию для учащихся, учителей, руководителей
школ, методических служб органов образования. Полученные в ходе исследования данные
могут быть использованы для дальнейшего совершенствования профессиональной
подготовки педагогических кадров.
In the thesis ways and approaches to solving of social pedagogical problem of economic
training are proved, socially oriented main point of economic education as one of social
intellectual potential‟s elements is opened, conception of economic teacher‟s training, that is
aimed at supplying of the economic competence of school teachers, is developed, conditions of
forming of the person with high level of economic education are determined, teacher‟s economic
training model and methodical system of didactical means of realisation of economic educational
tasks are proposed. Main research recommendations are introduced in the process of economic
education of pedagogical specialists in Ukraine. On the basis of research results author has
proposed new educational programmes, school and methodical supplies for economic education,
that are introduced popularly in Ukrainian educational institutions. Received data may be used for
subsequent improvement of teacher‟s training in institutions of higher learning.
 
Date 2017-09-08T10:32:39Z
2017-09-08T10:32:39Z
2001
 
Type Other
 
Identifier Шпак О. Т. Теорія та практика підготовки педагогічних кадрів до економічного виховання школярів у системі безперервної освіти : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 / Олександр Тихонович Шпак ; наук. конс. В. І. Маслов ; Національний педагогічний унівіерситет імені М. П. Драгоманова ; - Київ, 2001. - 34 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15433
 
Language uk
 
Publisher Видавництво та друк ТЗоВ "Вимір" м. Дрогобич