Запис Детальніше

Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови
 
Creator Михайловська, Галина Олександрівна
 
Subject мова
мовлення
види мовленнєвої діяльності (аудіювання, читання, говоріння, письмо)
комунікативно-мовленнєві вміння
мовленнєва ситуація
текст
вибір слів
комунікативно-діяльнісний
комунікативне завдання
language
speech
types of speech activity (listening comprehension, reading, speaking, writing)
speech skills
speech situation
text
selection of words
communicative-active
communicative task
414.0-3: 415.0-3
 
Description Дисертація присвячена питанням формування комунікативно-мовленнєвих умінь у
процесі вивчення російської мови. У роботі розвивається новий напрям, який базується на
концепції комунікативної спрямованості навчання мови. Охарактеризована система формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5-9 класів шкіл з російською мовою навчання, висока ефективність якої обґрунтована теоретично і підтверджена практично. Основні
результати дослідження знайшли втілення в проектуванні нових програм з російської мови для шкіл з російською мовою викладання.
Диссертация посвящена вопросам формирования коммуникативно-речевых умений в
процессе изучения русского языка в 5-9 классах школ с русским языком обучения.
В исследовании развивается новое направление, основанное на концепции коммуникативно-ориентированного обучения языку. Разработаны теоретические основы формирования
коммуникативно-речевых умений: лингвистические, психологические, дидактические. Выявлены психолого-педагогические условия, определяющие построение методической системы
формирования указанных умений. Предлагаемая система характеризуется 1) коммуникативно-речевой направленностью отбора теоретических сведений о языке, 2) ориентированностью
типологии упражнений на формирование коммуникативно-речевых умений при усвоении
языковых тем, 3) коммуникативным подходом к контролю уровня сформированности разных
видов речевой деятельности.
Отбор теоретического материала произведен на основе учета коммуникативной предназначенности языковых единиц, трудностей усвоения знаний и формирования коммуникативно-речевых умений в условиях украинско-русской языковой среды, методической достаточности сведений о языке для развития различных видов речевой деятельности, необходимости дополнительных сведений о языке, обеспечивающих системную работу по развитию
речи, начиная с 5 класса, повторяемости определенной части теоретических сведений, усвоенных на предыдущих этапах обучения.
Научно обоснованная система упражнений построена в соответствии с этапами психологического процесса усвоения знаний: восприятие и осмысление нового материала; закрепление и углубление знаний, формирование определенных умений и навыков; применение
знаний, умений и навыков в нестандартных условиях. Такой подход реализован путем использования трех групп упражнений: комплексных, предречевых и речевых. Основная цель комплексных упражнений состоит в создании условий для усвоения
конкретной языковой единицы, ее значения, формы, функции, способов образования и употребления в речи. На этапе осмысления нового материала упражнения формируют умения
воспринимать, оценивать коммуникативную роль, функционально-стилистические особенности, выразительные возможности изучаемого языкового явления в речи на основе выявления информативного содержания текста, его замысла, типа и стиля речи. Задания этих
упражнений совмещают действия, направленные на формирование механизмов слушания,
чтения, говорения, письма, с аналитико-синтетическими операциями (обнаружение изучаемого явления, группировка, классификация и др.).
Для формирования предречевых умений и навыков (произносительных, лексических,
грамматических, правописных) разработаны имитационные, конструктивные и трансформационные упражнения. Имитационные упражнения предназначены для выработки навыков
произношения отдельных слов, грамматических форм, интонирования синтаксических
конструкций. В задачу конструктивных упражнений входит обогащение активного словаря и
грамматического строя речи учащихся. Трансформационные упражнения обеспечивают
условия для уместного использования изучаемых языковых единиц в речи. Значительное
место в работе по формированию коммуникативно-речевых умений отводится упражнениям-переводам. Особое внимание уделяется заданиям, направленным на обучение школьника
выбору слов, адекватных коммуникативной установке.
Речевые упражнения ориентируют учащихся на слушание, чтение, говорение, письмо. На-
званные упражнения выполняют в исследуемых условиях важную функцию – обеспечивают
восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной (диалогической и монологической) и письменной речи с учетом требований ситуации общения и в соответствии с нормами
литературного языка.
В исследовании установлены основные критерии оценки владения языком в устной
(диалогической, монологической) и письменной речи для учащихся школ с русским языком
обучения. К ним относятся социопрагматический, языковой и речевой. Социопрагматический
критерий направлен на выявление способности учащегося воспринимать, воспроизводить и
создавать высказывания в устной и письменной форме с учетом требований речевой ситуации. Языковой критерий определяет языковую правильность высказывания, уместность
языкового оформления. В соответствии с речевым критерием высказывание оценивается со
стороны содержания (адекватность теме, полнота и правильность раскрытия основной мысли), логичности и последовательности изложения, лексического и грамматического разнообразия языковых средств, композиционного оформления.
Основные результаты исследования нашли применение в проектировании новой программы по русскому языку для школ с русским языком обучения.
Ключевые слова: язык, речь, виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), коммуникативно-речевые умения, речевая ситуация, текст, выбор слов, коммуникативно-деятельностный, коммуникативное задание.
The investigation is devoted to the problems of formation of the communicative-speech habits
in the process of Russian language study. A new trend is developed which is based on the conception
of the communicatively oriented methods in language teaching. A new system of the work on
formation of communicative-speech skills of the pupils of the 5
th - 9 th forms with the Russian
language teaching, the high effectiveness of which is theoretically grounded and practically
confirmed. The fundamental results of the research have found an application in planning a program
for schools with Russian language teaching.
 
Date 2017-09-08T10:17:57Z
2017-09-08T10:17:57Z
2001
 
Type Other
 
Identifier Михайловська Г. О. Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Галина Олександрівна Михайловська ; наук. конс. Є. П. Голобородько ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. — К., 2001. — 36 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15432
 
Language uk