Запис Детальніше

Теорія і практика підготовки дітей до школи в умовах розвитку польського дошкілля (друга половина ХIХ віку - 1918 р.)

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Теорія і практика підготовки дітей до школи в умовах розвитку польського дошкілля (друга половина ХIХ віку - 1918 р.)
 
Creator Адамек, Ірена
 
Subject дошкільне виховання
захоронка (охоронка)
дитячий садок
сімейне виховання
сімейне середовище
виховання дитини
підготовка до ШКОЛИ
гри
дошкольное воспитание
детский сад
семейное воспитание
семейная среда
воспитание ребенка
игры
pre-school education
ochronka (19 c. Polish day - nursery)
kindergarten
family education
family environment
child up-bringing
pre-school training
games
373.29+373.2(091)(438)
 
Description Дисертація висвітлює процес становлення і розвитку педагогічної науки і, зокрема,
однієї з її галузей - дошкільної педагогіки. На основі аналізу архівних матеріалів,
оприлюднених джерел, психолого-педагогічних часописів та низки перших концепцій,
теоретичних розробок, узагальнені основні тенденції і обгрунтовані причини та потреби
розвитку дошкільних закладів (захоронок) різного підпорядкування на межі ХІХ - ХХ
століть.
Важливе місце в дисертаційній роботі відводиться концепціям відомих вчених і
практиків Я.Давіда та А.Шицувни - "наука про речі" та "психологічне вивчення дітей".
Визначено і розкрито теоретико-методичні та організаційні засади навчально-виховного
процесу у різних типах навчальних закладів створених офіційними структурами
(освітніми управліннями воеводств), благодійними та релігійними товариствами (при
різних жіночих монастирях) та світськими особами.
В дисертації розглядається також проблема підготовки дітей до школи в умовах
спеціально змодельованого процесу дошюльного виховання, яке грунтується на
використанні спадщини польської теорії і практики дошкільної педагогіки.
Проведені емпіричні дослідження дозволили вирішити такі завдання: дослідити
доцільність сконструйованих перших методів діагностування дітей; апробувати систему
занять, спрямованих на підготовку дітей до; школи; виявити ефективність впливу
експериментальних методик на визначені якості дитини; розкрити особливості
залежності розвитку дитини від взаємодії компонентів "вихователь - дитина - батьки".
Автором представлені авторські розробки дидактичних засобів із врахуванням
специфіки дошкільної освіти.
Диссертация содержит разработанную автором новую теорию учебно-воспитательного
процесса подготовки детей дошкольного возраста к школе, теоретически обоснованную
и зкспериментально апробированную систему обучения и развития детей 6 -7 летнего
возраста.
Диссертация раскрывает особенности становления и развития педагогической
науки в Польше и одной из ее отраслей - дошкольной педагогики на стыке 19-20 веков.
В результате анализа архивных материалов, опубликованных источников,
психолого-педагогической периодики и журналов выявлены и обобщены основные
тенденции и обоснованы причины, потребности развития дошкольных учреждений
(захоронок) в новых исторических условиях существования польской нации.
Особое место в диссертации отводится концепциям выдающихся ученых конца 19 -
начала 20 века - Я.Давида и А.Шицувны, которые внесли существенный вклад в
развитие теории и практики национального дошкольного воспитания. Разработанные
ими концепции обучения и развития детей дошкольного возраста ("наука о предметах" и
"биографический" метод) стали одним из весомых явлений научно-исследовательской
мысли и педагогической практики на стыке двух веков, Установлено: концептуальными
основами взглядов Я.Давида на воспитание дошкольников является гуманизация,
индивидуализация, взаимосвязь с миром природы и предметов, с окружением людей;
сущность основных положений А.Шицувны заключается в том, что обучение и
подготовка ребенка должна опираться на диагностику его знаний, умений и опыта. При
зтом существенную роль играют познание, представление, речь и перцепция.
Учитывается, что успешность обучения дошкольников в значительной мере
определяется уровнем овладения ими общенаучными злементами о мире, природе,
человеке, родственных связях.
Одним из направлений исследования было определение функций и задач семьи в
системе подготовки ребенка к школе, которые обусловливаются с позиций
общественных потребностей и индивидуального развития, интересов воспитанника;
выявление и обоснование основных правил домашнего воспитания как ориентира для
родителей и гувернеров.
Предложенная система подготовки детей дошкольного возраста к школе включает
несколько важных требований: диагностика ребенка, создание
змоционально-комфортной среды, учет индивидуальных особенностей и интересов
детей, использование игры и игровой деятельности. При зтом мы опираемся на
положения педагогов прошлого: игра для детей младшего школьного возраста - зто
развлечение, для детей старшего дошкольного возраста - зто отдых. Объединив зти две
позиции, мы нашли оптимальный вариант: играя – обучай. В такой ситуации игры
превращаются в активный метод влияния на содержание и характер деятельности
ребенка, на его змоциональную сферу, интеллектуальные особенности и физическую
подвижность. Функции игр могут усиливаться за счет использования в них различных
предметов и, в частности, игрушек, которые по типологии можно отнести к разным
группам: дидактические, воспитательные, стимулирующие, познавательнне,
терапевтические.
Змпирическая проверка выявленных методик и совокупности педагогических
условий, обеспечивающих их зффективность, осуществлялась с помощью учебных
ситуаций и игр. Это позволило решить следующие задачи: исследовать
целесообразность сконструированных на стыке веков методов диагностирования детей;
апробировать систему занятий, направленных на стимулирование развития детей в
период их подготовки к школе; определить зффективность влияния зкспериментальных
методик на выделенные нами качества детей; раскрыть особенности зависимости
развития ребенка от взаимодействия компонентов "воспитатель - родители - ребенок".
Основные результаты работы нашли применение в дошкольных учреждениях разных городов и сел Краковского воеводства.
The process of school preparation of children in the conditions of modelled pre-school
education, based on the usage of Polish pre-school pedagogy heritage was examined in the
work.
The dissertation contais researches on the process of development of pedagogical sciences and
pre-school pedagogy. On the basis of analysis of archive materials, psychological and
pedagogical magazines, the main trends in the development of pre-school institutions
(okhronka) were defined.
An large part of the work is devoted to the conceptions of wide-known scientists and
practitioners Ya.Dawid and A. Shitsuvni, “science about things” and “psychological study of
children”. It reveals theoretic methodical and organizational basis educational process in
different types of institutions: official ones, charity communities and temporal persons. Trends
of influence of family environment on children development in general and their pre-school
training in particular were found out.
The results of newly-used, transformed methods of Ya. Dawid and A. Shitsuvni are presented
and the effectiveness of their usage in pre-school education system was proved.
Didactic means for pre-school education are presented.
 
Date 2017-09-12T10:57:14Z
2017-09-12T10:57:14Z
2001
 
Type Other
 
Identifier Адамек І. Теорія і практика підготовки дітей до школи в умовах розвитку польського дошкілля (друга половина ХIХ віку - 1918 р.) : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / Ірена Адамек ; наук. конс. Л. В. Артемова ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 29 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15507
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ імені М.П.Драгоманова