Тематичний контроль знань учнів з хімії в умовах рейтингового оцінювання
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Тематичний контроль знань учнів з хімії в умовах рейтингового оцінювання
|
|
Creator |
Юзбашева, Галина Сергіївна
|
|
Subject |
тематичний контроль
об’єктивність оцінювання критерії оцінювання елементи знань міцність знань рейтингова величина рейтинг учня тематический контроль объективность оценивания критерии оценивания элементы знаний качество знаний рейтинговая величина рейтинг ученика thematic assessment objectiveness of control assessment main notions of the topic proficiency level student’s rating criterions of estimate students’ knowledge assessment 26 053 03 |
|
Description |
У дисертації представлено дидактичні та методичні передумови, а також перспективи розвитку тематичного контролю в умовах рейтингового оцінювання. Теоретично обгрунтовано тематичний контроль знань учнів з використанням багатобальної шкали у навчальних закладах освіти, розроблена та експериментально перевірена технологія тематичного контролю знань учнів, а саме: визначення дидактичної мети теми, що вивчається, встановлення базових елементів знань теми, їх взаємозв’язок; поділ базових елементів знань на елементарні структурні організації навчального матеріалу, рейтинг перевірних робіт, які характеризуються дидактичними принципами навчання – послідовністю та систематичністю здійснення контролю. Експериментально досліджено діагностичну цінність завдань-вимірників, рейтингову величину теми, рейтинг учня. У роботі розкрита сутність рейтингового оцінювання, яка складалась із: змісту перевірочних робіт, що мають найбільшу універсальну цінність, визначення рейтингової величини теми, рейтингу учня. В диссертации проанализирован дидактический и методический аспекты развития тематического контроля знаний учащихся и рейтинговое оценивание. Разработана технология тематического контроля знаний учащихся в условиях рейтингового оценивания, определены ее этапы развития. Эксперимент показал, что для решения этой проблемы необходимо: проанализировать школьную программу, выделив основные элементы знаний, классифицируя их на межпредметные, внутрипредметные, новые, перспективные, установив их взаимосвязь, разделив основные элементы знаний на структурные элементарные организации учебного материала. Анализ школьной программы дает основания для осуществления тематического контроля знаний учащихся за счет нахождения резервного времени внутри темы, укрупняя программный материал в дидактические структурные единицы. В работе раскрыта суть рейтингового оценивания. Для осуществления такой технологии были разработаны критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся. К критериям относятся: объем усвоенных элементов знаний, которые определяются школьной программой; качеством знаний, которое характеризуется полнотой, глубиной, систематичностью, оперативностью, обобщенностью, осмысленностью, прочностью; уровнем овладения способами, формами предъявления знаний. Уже с первого урока изучения темы учащиеся знакомятся с перечнем основных элементов знаний, умений, акцентируя внимание на формы и методы тематического контроля знаний школьников, с ориентированными заданиями, которые планируются на тематический контроль. Тематический контроль знаний школьников осуществлялся в условиях рейтингового оценивания. Такое оценивание включало рейтинговую величину темы, рейтинг учащегося. “Рейтинг” в переводе с английского языка означает “оценка”, “ранг”, “положение”. Рейтинг учащегося состоит из суммы балов за выполнение текущих, тематических проверочных работ и дополнительных балов, которые учащийся получает за внеклассные, внешкольные мероприятия, за усвоение учебного материала выше программы. Каждая тема имеет свой количественный состав основных элементов знаний, что и определяет рейтинговую величину темы. Учащийся экспериментального класса уже с первого урока набирает сумму баллов, сравнивает ее с предполагаемыми баллами темы (рейтинговая величина). В конце четверти, семестра выставляется рейтинг учащемуся. В ходе эксперимента были определены: а) этапы контролирующей деятельности учителя – опорные баллы за контрольные работы каждому школьнику, поэлементный анализ знаний учащихся, определение рейтингового показателя, адаптирование рейтингового показателя к традиционной шкале оценивания; б) этапы оценочной деятельности учащегося – самоанализ, самооценка по алгоритму. Определено, что рейтинговое оценивание дает полную информацию об успехе самим учащимся, их родителям, отражая реальный уровень знаний и умений школьников. Оно уменьшает субъективное отношение учителя при оценивании знаний. В эксперименте используется многобальная шкала – 100-балов и дополнительные баллы (от 2 до 50 балов). Рейтинг учебных достижений учащегося определяет место учащегося среди одноклассников. Этот показатель позволяет корректировать уровень развития индивидуальных способностей учащихся, их отношение к учебе. В результате эксперимента был сделан вывод, что периодическое повторение необходимо начинать не с тем, а с вопросов, которые школьники слабо усвоили. Проведенный эксперимент показывает, что многобальная шкала оценивания увеличивает интервал оценки, повышает порог “чувствительности”, а так же дает возможность учителю подробнее разделить учебный материал на составляющие. Экспериментально исследованы: рейтинговая величина темы, опорные баллы проверочных робот, диагностическая ценность контрольных заданий. Разработаны практические рекомендации осуществления объективного оценивания знаний учащихся в условиях рейтингового оценивания. Методические рекомендации по организации и проведению тематического контроля знаний учащихся имеют общий характер и можно использовать в других дисциплинах. Эффективность авторской экспериментальной методики тематического контроля знаний учащихся по химии в условиях рейтингового оценивания подтверждается высокой результативностью, прочностью знаний, принципиально новым отношением учащихся к учебному процессу. Ученик начинает понимать, что необходимо “не бороться” за оценку, а систематически работать, потому что оценка в тематическом контроле знаний учащихся больше корректируется, чем оценка при обычном контроле. In the dissertation the mythological and deductive promises have been analyzed as well as developmental perspectives of thematic assessment of students’ knowledge in conditions of rating education. The experimental methodology of the thematic students’ assessment implementation at the secondary educational institutions has been suggested. The technology of such assessment and stages of its development have been worked out. The experimental research is undertaken of: diagnostic value of the test students’ anxiety before doing the test on the previously taught and learnt material, level of performance and their progress. The recommendations on the objective evaluation of the students’ knowledge within rating educational framework have been worked out. The efficiency of the author’s experimental methodology of thematic assessment of students’ knowledge in chemistry within rating educational framework is proved due to the students’ high proficiency, strong knowledge, completely new attitude to the process of education. |
|
Date |
2017-09-12T10:28:28Z
2017-09-12T10:28:28Z 2001 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Юзбашева Г. С. Тематичний контроль знань учнів з хімії в умовах рейтингового оцінювання : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Галина Сергіївна Юзбашева ; наук. кер. О. Г. Ярошенко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова . - Київ, 2001. - 17 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15504 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ імені М.П.Драгоманова
|
|