Розвиток розумової діяльності старшокласників у процесі вивчення алгебри та початків аналізу з використанням інформаційних технологій
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Розвиток розумової діяльності старшокласників у процесі вивчення алгебри та початків аналізу з використанням інформаційних технологій
|
|
Creator |
Зайцева, Тетяна Василівна
|
|
Subject |
нові інформаційні технології
математичне та інформаційне моделювання розумова діяльність загальні та специфічні розумові дії прикладна спрямованість психодіагностика новые информационные технологии математическое и информационное моделирование умственная деятельность общие и специфические умственные действия прикладная направленность психодиагностика new information technologies mathematical and information modeling intellectual activity general and specific intellectual actions applied orientation psychodiagnostics 372.851.9 |
|
Description |
У дисертації запропоновано науково обґрунтовану систему прийомів та методику формування і розвитку розумової діяльності учнів 10-11 класів середньої школи при вивченні алгебри та початків аналізу в умовах широкого використання нових інформаційних технологій та з врахуванням системи психолого-педагогічних та методико-дидактичних закономірностей розвивального навчання. Розкрито питання використання деяких психолого-педагогічних теорій при навчанні учнів на основі НІТ, зокрема теорії діяльності та поетапного формування розумових дій; проведено аналіз дидактичних принципів, яким повинні задовольняти програмно-педагогічні засоби. В диссертации представлена научно обоснованная система приѐмов, методика формирования и развития умственной деятельности учеников 10-11 классов средней школы при изучении алгебры и начал анализа в условиях широкого использования информационных технологий и с учетом психолого-педагогических и методико-дидактических закономерностей развивающего обучения. В диссертации раскрыт вопрос об использовании некоторых психолого-педагогических теорий при обучении учеников на основе НИТ, в частности, теории деятельности и теории поэтапного формирования умственных действий. Учитывая реальные возможности информатизации школьного образования и влияния этого процесса на методическую систему обучения математики, выходят на первый план факторы, эффективность которых может быть усилена в процессе обучения. К приоритетным факторам можно отнести: развитие мотивации, поисковой деятельности, мышления и умственных приемов; усиление интереса к предмету. В условиях рационального соединения различных организационных форм обучения на основе НИТ повышается эффективность использования активных методов обучения: индивидуализации, дифференциации обучения, развитие самостоятельности учеников, дальнейшее повышение наглядности абстрактных математических понятий, увеличение арсенала способов познавательной деятельности, овладение современными методами научного познания, расширения круга задач и проведение исследовательских работ. Не отбрасывая специфики НИТ, мы думаем, что они подчинятся той же самой системе дидактических принципов, что и традиционные формы обучения, но при условии, что система таких принципов и содержание каждого из них скорректированы на основе современных психолого-педагогических данных. В диссертации раскрыт вопрос о пересмотре дидактических принципов и наполнения их таким содержанием, которое позволит конструктивно использовать их в любых ситуациях. Речь идет о таких дидактических принципах, как принцип научности, наглядности, последовательности, доступности, принцип индивидуального подхода и активного включения учащихся в учебно-познавательный процесс. Подход к обучению как к деятельности означает, что в процессе обучения необходимо формировать определенные виды познавательной активности. При этом особое внимание заслуживает требование к обучающим программам – программы должны быть ориентированы на формирование определенных знаний путем включения учащихся в соответствующие виды деятельности. С помощью новых технологий учащиеся овладевают умениями и навыками как репродуктивного, так и творческого характера. Поэтому обучающие программы должны иметь определенный набор заданий, специально рассчитанный на включение учеников в предварительно определенные виды деятельности. Основной структурной единицей деятельности есть действие, либо умственное, либо практическое. Использование НИТ дает возможность проконтролировать у каждого ученика процесс формования отдельных действий, последовательность выполнения и их полноту. Для компьютерной поддержки школьного курса алгебры и начал анализа использовались программы GRAN1, DERIVE. Данные программы просты в использовании, оснащены удобным интерфейсом, контекстно-зависимой помощью, не требуют от пользователя значительного объема специальных знаний. При разработке методики обучения курса алгебры и начал анализа с использованием компьютерных технологий был применен дифференцированный подход на определенных этапах урока. Во время введения нового понятия учитель, в основном, работает со всем классом. При закреплении материала ученики могут перейти к дифференцированной самостоятельной работе. Особенность такой работы с использованием компьютера заключается в том, что группы учеников получают не только разные задания, как при традиционном обучении, но и могут использовать разные методы решения задач. Экспериментальная работа касательно данного исследования проводилась в течение 1991-2000 годов. В экспериментальной работе брали участие около 400 учащихся 10-11 классов средних школ и лицеев. Эффективность разработанной методики обучения алгебры и начал анализа с использованием НИТ для развития приемов умственной деятельности учеников определялась при помощи статистических методов. Для статистической обработки результатов контрольных работ использовались критерии Колмогорова и Пирсона. In the dissertation is submitted the scientifically grounded system of the ways, methods for formation and development of intellectual activity of the schoolboys 10-11 classes of secondary school at study of algebra and beginnings of the analysis in conditions of wide use of new information technologies and with the account psychology-pedagogical, methodical and didactic laws of developing teaching. The question of use of some psychology-pedagogical theories is opened at training the schoolboys on a basis NIT, in particular, theory of activity and of stage of formation of intellectual actions; the analysis didactic of principles is given which should satisfy programming and pedagogical means with. |
|
Date |
2017-09-14T10:20:40Z
2017-09-14T10:20:40Z 2001 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Зайцева Т. В. Розвиток розумової діяльності старшокласників у процесі вивчення алгебри та початків аналізу з використанням інформаційних технологій : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Тетяна Василівна Зайцева ; наук. кер. М. І. Жалдак ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 17 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15547 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавничий відділ Херсонського державного педагогічного університету
|
|