Психологічні умови попередження аморальних вчинків підлітків
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Психологічні умови попередження аморальних вчинків підлітків
|
|
Creator |
Малихіна, Тетяна Петрівна
|
|
Subject |
вчинок
мотив аморальний вчинок попередження психологічні умови поведінка поступок мотив аморальный поступок предупреждение психологические условия поведение нормы морали action motive immoral action prevention psychological conditions behaviour norm of morals 159. 9: 371. 011 |
|
Description |
Дисертація присвячена питанням попередження аморальних вчинків підлітків. В роботі розкривається сутність та характерні особливості аморального вчинку, розглядається його структура, аналізуються різні підходи до попередження відхилень в поведінці підлітків. Виявлено рівні та основні форми аморальних вчинків, що здійснюють підлітки та їх мотиви. Визначені психологічні умови, додержання яких сприяло процесу запобігання аморальним проявам в поведінці підлітків. Найбільш значущим у вирішенні проблеми попередження аморальних вчинків є питання щодо зовнішнього вираження внутрішньої структури особистості підлітка. Запропонована програма попередження аморальних вчинків дозволила в умовах сучасної загальноосвітньої школи розвинути свідоме ставлення підлітків до норм моралі і зменшити, а в деяких випадках зовсім позбутися певних аморальних вчинків в їх поведінці. Диссертация посвящена вопросам предупреждения аморальных поступков подростков. В работе раскрывается сущность и характерные особенности аморального поступка, рассматривается его структура, анализируются различные подходы к предупреждению отклонений в поведении подростков. Теоретический анализ сущности и особенностей аморального поступка позволил предположить, что аморальный поступок обусловлен как внешними неблагоприятными условиями развития личности ребенка, так и внутренними – мотивами, эмоциями, переживаниями, направленностью личности. Аморальный поступок – это действие, которое не предусматривает наказания законом, а лишь заслуживает морального осуждения и имеет как эпизодические проявления, так и постоянный характер, который позволяет уже говорить о линии поведения. Он не отличается от морального действия какими-то особыми психическими или физиологическими механизмами, особенность состоит в содержании этих механизмов, которые характеризуются мотивами, целями, ценностными ориентациями, направленностью личности. В постановке вопроса относительно путей предупреждения аморальных поступков подростков главным является акцентирование внимания на личности, во всем многообразии его характеристик, то есть в том психологическом статусе, который интегрирует великое множество социальных и личностных планов. Отрицательные проявления, которые наблюдаются в поведении подростков, не следует относить лишь за счет особенностей возраста. Во-первых, не все подростки имеют отклонение в поведении, которые являются типичными для современного подростка, во-вторых, психологической основой отклонений в большинстве случаев является деформация морального развития и недостатки в формировании эмоционально-волевой сферы. Отклонение в моральном развитии чувств, воли, мотивационной сферы возникают не внезапно, не мгновенно, а постепенно, украдкой, как результат влияния различных отрицательных социальных факторов и недостатков в воспитании. В процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что прогнозировать характер поведения подростков целесообразно в совокупности таких критериев: 1) знание моральных норм и правил поведения; 2) отношение к моральным нормам; 3) мотивы, которые отображают меру деформированности моральной сферы личности; 4) характер общения подростков в социальном окружении. Процесс предупреждения аморальных поступков подростков представлял собой следующее: с подростками, которые имели аморальные поступки в своем поведении проводилось целенаправленная воспитательная работа, в которой последовательно проверялись функции разных условий, которые способствовали усвоению и закреплению соответствующих форм поведения. После того, как у подростка появлялась нужная форма поведения, выяснялась степень ее закрепления. Ребенок помещался в ситуацию подобную, но отличную от той, в которой происходила коррекция его поведения, это давало возможность проверить устойчивость этого поведения и независимость от ситуативного влияния. По основным результатам исследования нами был сделан вывод: коррекция поступков подростков будет успешная в том случае, если ребенок не только овладеет необходимыми способами поведения, но и ощутит внутреннее побуждение вести себя соответствующим образом. Появление такой новой потребности является показателем того, что желательные поступки закрепились в поведении подростков и стали качествами их личности. Исследование показало также, что примененные во время формирующего эксперимента средства, методы и приемы воспитания содействовали не только улучшению поведения подростков, но и осознанию ими необходимости соблюдения моральных норм в повседневном общении с окружающими их людьми. Благодаря использованию в экспериментальных классах системы мероприятий по предупреждению аморальных поступков подростки значительно лучше усвоили общие моральные принципы и нормы. Это содействовало также более эффективному усвоению знаний о моральных качествах личности. Примененные проблемные и игровые ситуации оказали позитивное влияние на развитие интеллектуальных способностей, которые в определенной мере повлияли и на характер морального поведения подростков экспериментальных классов. Существенные отличия в характере аморального поведения подростков экспериментальных и контрольных классов подтверждают сформулированное нами предположения о том, что предупреждение их аморальных поступков будет эффективным при условиях своевременной диагностики аморального поведения, формирования сознания и самосознания подростков, которые обуславливают устойчивое отношение к нормам морали, развития положительной мотивационно-потребностной сферы их личности, установления авторитетно-доверительных отношений между воспитателем и воспитанником. The dissertation is devoted to questions of the prevention of immoral actions of the teenagers. In work the essence and characteristics of an immoral action is opened, his structure is considered, the various approaches to the prevention of deviations in behaviour of the teenagers are analysed. The levels and basic forms of immoral actions are revealed which are carried out by the teenagers and their motives. The psychological conditions are determined, which observance promoted process of the prevention of immoral displays in behaviour of the teenagers. Most important in the decision of a problem of the prevention of immoral actions is the question concerning external expression of internal structure of the person of the teenager. The offered program of the prevention of immoral actions has allowed in conditions of a modern comprehensive school to develop the conscious attitude of the teenagers to norms of morals and to reduce, and in some cases absolutely to get rid of the certain immoral actions in their behaviour. |
|
Date |
2017-09-14T13:08:14Z
2017-09-14T13:08:14Z 2001 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Малихіна Т. П. Психологічні умови попередження аморальних вчинків підлітків : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Тетяна Петрівна Малихіна ; наук. кер. В. К. Демиденко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. – 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15572 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Інформаційно-видавничий центр Товариства "Знання" України
|
|