Запис Детальніше

Концепція підручника астрономії профільного рівня

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Концепція підручника астрономії профільного рівня
 
Creator Крячко, І. П.
 
Subject навчання астрономії
концепція підручника
обучение астрономии
концепция учебника
teaching astronomy
textbook concept
371.671.11
 
Description У статті з позицій культурологічного підходу до побудови змісту астрономічної освіти в
середній загальноосвітній школі подано концепцію підручника астрономії профільного рівня як
засобу формування базових і предметних копетентностей учня. Вказано на те, що структуру, зміст
і методичний апарат підручника потрібно проектувати з позицій діяльнісного, практико-
орієнтованого підходу до навчально-пізнавальної діяльності учня. Сформульовано базові принципи
створення сучасного підручника з астрономії та дидактичні погляди на те, яким має бути підручник
астрономії профільного рівня.
Современные методологические ориентиры по организации и обеспечению процесса обучения в
старшей общеобразовательной школе, выдвигают новые требования к учебнику по астрономии. Его
следует рассматривать не только как средство передачи и усвоения содержания образования, но и
как инструмент для развития творческого потенциала ученика, его индивидуальности. Исходя из
этого, изучение вопросов, касающихся разработки и создания учебника для профильного обучения
астрономии, который бы направлял учеников на выбор их собственной образовательной
траектории, стимулировал самостоятельную учебно-познавательную деятельность и помогал
развивать творческие способности, является актуальной проблемой дидактики астрономии.
В статье с позиций культурологического подхода к построению содержания
астрономического образования в средней общеобразовательной школе представлена концепция
учебника астрономии профильного уровня как средства формирования базовых и предметных
копетентностей ученика. Указано на то, что структура, содержание и методический аппарат
учебника нужно проектировать с позиций деятельностного, практико-ориентированного подхода к
учебно-познавательной деятельности ученика. Сформулированы базовые принципы создания
современного учебника по астрономии и дидактические взгляды на то, каким должен быть учебник
астрономии профильного уровня. Нынешний школьный учебник по астрономии должна быть не только источником
информации, но и дидактическим средством, которое ученику помогает организовывать его
собственную образовательную траекторию, а учителю – планировать и проектировать процесс
обучения. То есть в учебнике нужно соединить три составляющие: психологическую,
дидактическую и методическую. Первая составляющая позволяет учесть психологические и
возрастные особенности учащихся. Дидактическая составляющая обеспечивает последовательное
изложение содержания, в частности основ научных знаний по астрономии. Методически грамотно
построен учебник должен помогать ученику и учителю организовать и выполнять различные виды
учебной деятельности.
В вопросе проектирования и создания современного учебника принципиально новым является
то, что нынешние информационно-коммуникационные технологии не только существенно
расширяют возможности его создания, но и дают возможность сформировать вокруг него
предметную информационно-обучающую среду в которой учебник должен играть роль ядра.
In article from positions cultural approach to building content astronomical education in secondary
school textbook presents the concept of astronomy profile as a means of basic and subject kopetentnostey
learner. It is indicated that the structure, content and methodical textbook unit should be designed from the
point of activity, practice-oriented approach to teaching and learning of the learner. Formulated the basic
principles of modern astronomy textbook and didactic views on what should be the profile of astronomy
textbook.
 
Date 2017-09-15T10:38:25Z
2017-09-15T10:38:25Z
2015
 
Type Article
 
Identifier Крячко, І. П. Концепція підручника астрономії профільного рівня / І. П. Крячко // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 3 : Фізика і математика у вищій і середній школі : зб. наук. праць. – Київ : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2015. – Вип. 16. – C. 28-33.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15580
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова