Запис Детальніше

Професійна орієнтація учнів в процесі розв'язування задач фізико-технічного змісту

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Професійна орієнтація учнів в процесі розв'язування задач фізико-технічного змісту
 
Creator Опачко, Магдалина Василівна
 
Subject навчальний процес
розв’язування задач
професійна орієнтація
професійне самовизначення
учебный процесс
решение задач
профессиональная ориентация
профессиональное самоопределение
educational process
doing sums
vocational orientation
professionalself-definition
371.012
 
Description У відповідності з метою дисертаційного дослідження обгрунтовано нові
можливості використання навчальних фізико-технічних задач з метою професійної
орієнтації учнів. Запропоновано методику профорієнтації учнів при розв’язуванні
фізичних задач.
Визначено умови ефективності реалізації методики у практиці навчально-
пізнавальної діяльності учнів під час вивчення фізики, зокрема в процесі розв’язування
задач.
Обгрунтовано критерії оцінки ефективності реалізації методики, що виступають
також критеріями оцінки сформованості складових професійного самовизначення
(профспрямованості, профсвідомості, профосвіченості, профнамірів). За виділеними
критеріями визначено чотири рівні сформованості професійного самовизначення:
високий, достатній, середній, низький.
За результатами формуючого експерименту підтверджено ефективність
використання методики профорієнтації учнів за всіма критеріями, крім професійних
намірів.
Диссертация посвящена проблеме профессиональной ориентации учащихся при
решении физико-технических задач.
В диссертационном исследовании проанализирован
историко-педагогический аспект проблемы. Выявлено, что проблема
профориентации в практике преподавания физики, в основном, решалась путем
усвоения системы политехнических знаний (об устройстве и принципах действия
машин, механизмов, приборов и др.), политехнических умений и навыков (например,
читать технические чертежи, рисовать схемы и др.). В то же время гумманизация
современного образования, в том числе, и системы профориентации предполагает
смещение акцентов на личность, и в частности, на личность в осуществлении
профессиональной деятельности. Именно системой знаний о видах профессий, об их
содержании (предмете, средствах, результате, орудиях труда) определяется
направленность личности на профессиональное самоопределение.
Анализ психолого-педагогических и дидактических исследований по проблеме
применения задач в учебном процессе, а также содержательный анализ физических
задач позволили предложить информационно-задачную модель формирования
профессионального самоопределения, которая состоит из задачи, структурными
елементами которой выступают: задачная система – система решающего задачу –
система содержания профессии; стратегии и тактики исследования задачи.
Определение роли и места физико-технических задач в содержании
профортентации учащихся позволяют рассматривать физическую задачу как
информационную модель практического содержания, отображающую систему связей,
которые образовываются в процессе профессиональной жизнедеятельности человека.
Физико-технические задачи – это задачи, в которых эти связи конкретизируются в
отношениях: человек-техника (детали, механизмы, устройства, машины);
человек-природа (технические средства решения проблем мониторинга окружающей
среды), человек-знаковая система (информационные технологии, технические средства
управления и контроля за производстенными процессами); человек- художественный
образ (архитектура, технические конструкции, модели, дизайн); человек-человек
(использование и эксплуатация технических средств в медицине, быту, учебном
процессе) .
В зависимости от информационной насыщенности, а также от содержания
предполагаемой деятельности по решению задач предложена классификация задач: ФТЗ
на определение содержания профессий, ФТЗ на формирование понятий о
психофизиологических особенностях профессии, ФТЗ на активизацию творческой
деятельности.
Методика профориентации при решении задач предполагает реализацию
обоснованной модели, а также применения определенной системы методов и форм.
Главными методами исследования задач определены критериальный (КАЗ) и факторный
(ФАЗ) анализы. КАЗ–это конкретизация практического содержания задачи, когда
выясняется вопрос “Где?” или “Кем?” решается задача в условиях реальной жизни; это
дифференциация практической сущности рассматриваемого в задаче физического
явления, процесса. ФАЗ–это обобщение сведений о профессии, выделенных при
проведении критериального анализа. В этом случае задачи выступают средством
раскрытия содержания профессиональной деятельности. Формами реализации методики
выступают индивидуальные и фронтальные исследования задач в содержании уроков
решения задач, а также уроков обобщения и систематизации знаний, формирования
экспериментальных умений и навыков, а также в содержании факультативных занятий
по решению задач.
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические
условия, способствующие формированию профессионального самоопределения
учащихся.
В процессе эксперимента использовали профинформационную насыщенность
задач для раскрытия содержания профессий, формировалось положительное отношение к профессиональной деятельности (интересы, мотивы), решались задачи на
оценку поведение профессионала в аварийных ситуациях, обращалось
внимание на физиологические особенности осуществления профессиональной
деятельности, решались задачи, способствующие активизации процеса самопознания в
связи с ситуацией самоопределения, совместно с учащимися составляли
профессиональные планы, а также индивидуальные карты профессий.
На основании обоснованных критериев (профнаправленность,
профобразованность, профсамосознание, профнамерения) определены уровни
сформированности прфессионального самоопределения учащихся: высокий,
достаточный, средний, низкий.
В процессе формирующего эксперимента установлено, что разработанная
методика способстовала повышению уровня сформированности професионального
самоопределения по всем критериям, кроме профессиональных намерений.
Формирование профессиональных намерений требует, по всей вероятности,
использования тренинговых технологий, предоставления учащимся возможности
осуществить профессиональные пробы.
According to the purpose of research the new possibilities of using of educational
physical-technical problems are methodically justified with the purpose of vocational
orientation of the schoolchildren methods of vocational selfdefinition in the process of physical
problem solving is proposed.
The conditions of effective methods realization in the practice of educative-cognizing
pupils’ activity during physics studying, especially doing sums are defined. Criteria of
effectiveness of the methods realization that are at the same time criteria of integral parts of
professional self-definition (professional direction, professional consciousness, professional
education, professional intentions) ave grounded and justifid.
According to these criteria we define four efual levels of professional self-education:
high, sufficient, middle, low.
According to the results of the experiment the effective use of the methods of
professional orientation of the pupils is proved considering all the criteria except for
professional intentions.
 
Date 2017-09-18T13:16:15Z
2017-09-18T13:16:15Z
2001
 
Type Other
 
Identifier Опачко М. В. Професійна орієнтація учнів в процесі розв'язування задач фізико-технічного змісту : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Магдалина Василівна Опачко ; наук. кер. В. В. Сагарда; наук. кер. В. К. Демиденко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 18 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15613
 
Language uk
 
Publisher Видавництво Ужгородського державного університету