Запис Детальніше

Дидактичні умови забезпечення емоційності навчання молодших школярів

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Дидактичні умови забезпечення емоційності навчання молодших школярів
 
Creator Шпак, Марія Мирославівна
 
Subject емоції
почуття
емоційність навчання
дидактичні умови
дидактико-методичне забезпечення
емоційно-позитивний фон навчання
індивідуальний підхід
эмоции
чувства
эмоциональность обучения
дидактические условия
дидактико-методическое обеспечение
эмоционально-положительный фон обучения
индивидуальный подход
emotion
feeling
emotion of teaching
didactic conditions
emotional background of studies
individual approach
didactic and methodical support
371.302:372.22
 
Description У дисертації досліджується дидактичний аспект проблеми забезпечення емоційності навчання
молодших школярів. Уточнено педагогічну сутність поняття “емоційність навчання”. Розроблено
дидактичну модель забезпечення емоційності навчання учнів початкових класів, що охоплює
змістовий, процесуальний та мотиваційний компоненти навчальної діяльності. Теоретично
обґрунтовано і експериментально перевірено дидактичні умови забезпечення емоційності навчання
молодших школярів. Визначено дидактико-методичні засоби забезпечення емоційності процесу
навчання у початкових класах.
Результати дослідження, а також розроблені методичні рекомендації можуть бути використані
вчителями початкових класів, вихователями груп продовженого дня, викладачами і студентами вищих
педагогічних закладів освіти.
В диссертации исследуется дидактический аспект проблемы обеспечения эмоциональности
обучения младших школьников. В работе раскрывается роль эмоционального воздействия на качество
усвоения знаний учащимися.
Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов,
списка использованных источников и приложений. Во вступлении обоснована актуальность
проблемы; определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; раскрыты
научная новизна, практическое значение, пути апробации и внедрения полученных результатов.
В первом разделе “Эмоциональность обучения учащихся начальных классов как
психолого-педагогическая проблема” осуществлен анализ психологической, педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; охарактеризованы сущность понятий “эмоции”
и “ чувства”, их функции и виды; раскрыта связь эмоций с потребностями и мотивами; обоснована
сущность понятия “эмоциональность обучения”; выделены ведущие интеллектуальные чувства
младших школьников; охарактеризованы особенности эмоционального развития детей младшего
школьного возраста; проанализированы учебные программы, учебники и состояние проблемы в
массовой практике начальной школы.
Во втором разделе “Экспериментальное исследование дидактических условий обеспечения
эмоциональности обучения младших школьников” выделены и экспериментально проверены
дидактические условия обеспечения эмоциональности обучения учащихся начальных классов, описан
процесс формирующего эксперимента, проанализированы его результаты.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, а также
исследовательско-экспериментальной работы разработана дидактическая модель обеспечения
эмоциональности обучения учащихся начальных классов с учетом содержательного, процессуального
и мотивационного компонентов учебной деятельности. “Эмоциональное ядро” содержательного
компонента обеспечивается , прежде всего, содержанием учебного материала; процессуального -
методами, приемами и средствами обучения; мотивационного - эмоциональным фоном обучения,
стилем общения педагога, характером отношений учителя с учащимися. При этом каждый из
указанных компонентов реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Учитывая это,
теоретически обоснованы дидактические условия обеспечения эмоциональности обучения младших
школьников: эмоциональная насыщенность содержания учебного материала; использование на разных
этапах урока методов и приемов обучения с учетом их “эмоционального эффекта”; создание
эмоционально-положительного фона обучения; осуществление индивидуального подхода к учащимся.
В соответствии с выделенными дидактическими условиями разработаны дидактико-методические
средства обеспечения эмоциональности обучения младших школьников.
Дидактическая модель обеспечения эмоциональности обучения учащихся начальных классов
была апробирована в процессе формирующего эксперимента. Анализ результатов экспериментальной
работы свидетельствует, что качество усвоения знаний учащимися экспериментальных классов
значительно выше контрольных; систематическая работа по обеспечению эмоциональности обучения
влияет не только на результативность учебной деятельности школьников, но и содействует
формированию у учащихся интеллектуальных чувств, положительного отношения к учению, что
подтверждает эффективность выделенных дидактических условий.
Результаты исследования, а также разработанные методические рекомендации могут быть
использованы учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, преподавателями
и студентами высших педагогических заведений.
n the thesis the didactic aspect of the problem of providing emotion of teaching junior pupils is being
studied. Pedagogical sense of the notion “teaching emotion” has been particularized. It has been worked out a
didactic model of providing emotion of teaching junior pupils which involves sense, process and motivation
components of teaching activity. Didactic conditions of providing emotion of teaching junior pupils have been
theoretically substantiated and experimentally tested. Didactic and methodical means of providing emotion of
teaching junior pupils have been defined.
The results of the research and also methodical recommendations worked out can been used by teachers
of junior classes and extended - day groups, by students and teachers of higher educational institutions.
 
Date 2017-09-21T11:31:43Z
2017-09-21T11:31:43Z
2001
 
Type Other
 
Identifier Шпак М. М. Дидактичні умови забезпечення емоційності навчання молодших школярів : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.09 / Марія Мирославівна Шпак ; наук. кер. Я. П. Кодлюк ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова . - Київ, 2001. - 23 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15672
 
Language uk
 
Publisher Редакційно-видавничий відділ Тернопільського державного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка