Дидактичні основи підготовки студентів-майбутніх вчителів біології до реалізації екологічної освіти
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Дидактичні основи підготовки студентів-майбутніх вчителів біології до реалізації екологічної освіти
|
|
Creator |
Флешар, Ева
|
|
Subject |
біологія
екологічна освіта орнітологічні та фенологічні спостереження биология экологическое образование орнитологические и фенологические наблюдения biology ecological education ornithological and phenological observations 372.854... |
|
Description |
Досліджено особливості підготовки майбутніх вчителів до екологічної освіти школярів. Розроблено концепцію формування готовності студентів - майбутніх учителів біології та охорони навколишнього середовища, зміст екологічних знань до курсу біології, а також методику їх засвоєння в ході лабораторних занять на місцевості в системі орнітологічних і фенологічних спостережень. Виявлено ознаки готовності вчителя до екологічної освіти, розроблено систему педагогічних засобів, що забезпечують її формування, установлено закономірності ефективної організації цього процесу. Исследованы особенности подготовки будущих учителей к экологическому образованию школьника. Установлено, что основным недостатком в реализации экологического образования учащихся является их ориентация на усвоение знаний без подкрепления практическим опытом и навыками природоохранной работы. Результаты исследования подтвердили основные положения выдвинутой нами гипотезы относительно важности орнитологических и фенологических наблюдений на местности как способа усиления экологической подготовки учителя биологии и учащихся общеобразовательной школы. Это повышает качество и усиливает прочность знаний студентов – будущих учителей биологии и экологии, а также учащихся, способствует формированию личного опыта общения с природой, экологической культуры личности, подтверждает их готовность выступать активными защитниками природы. Предложенная методика дает реальную возможность проводить фенологические наблюдения, как при изучении школьного курса биологии в начальной и средней школе, так, и при использовании разновидных форм позакласного и позашкольного образования школьников. В результате их внедрения в учебный процесс выявлены признаки готовности учителя к экологическому образованию школьником, а разработанная система педагогических приемов, обеспечивает повышение эффективной организации этого процесса. Фенологические наблюдения на примере орнитологических объектов и предложенная нами методика их организации могут служить прототипом создания аналогических методик в других отраслях биологических знаний. Они являются эффективным способом экологического образования, инструментом профессиональной деятельности учителя, использование которого может активно влиять на процесс формирования экологической культуры учащихся. Выработанная нами концепция может служить основой для углубленного исследования экологической культуры личности, поиска новых форм, содержания и способов обучения, которые будут содействовать развитию этих феноменов в результате целенаправленной деятельности учителя биологии. Peculiarities of training of the future teacher in ecology have been studied. The following topics have been covered: conception of forming readiness of students-future teachers in biology and environment protection, content of ecology knowledge while taking course in Biology and techniques of its acquring within the system of stydies in ornithology and pnenomenology. Characteristic features of readness of the future teacher in ekology and system of pedagogical tools, allowing for its formation as well as common laws of the efficient arrangement for this process are highlighted. |
|
Date |
2017-09-22T13:07:20Z
2017-09-22T13:07:20Z 1999 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Флешар Е. Дидактичні основи підготовки студентів-майбутніх вчителів біології до реалізації екологічної освіти : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Ева Флешар ; наук. конс. В. Ставинськи, Д. Ціхи ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова . - Київ, 1999. - 34 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15690 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
|
|