Запис Детальніше

Формування в учнів 8 - 9 класів інтересу до технічних професій у процесі трудової підготовки

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Формування в учнів 8 - 9 класів інтересу до технічних професій у процесі трудової підготовки
 
Creator Осипов, Олександр Вікторович
 
Subject інтерес до технічних професій
технічна професія
трудова підготовка
профорієнтаційна спрямованість змісту трудової підготовки
интерес к техническим профессиям
техническая профессия
трудовая подготовка
профориентационная направленность содержания трудовой подготовки
interest to technical trades
technical trade
labour preparation
profession orientation support working preparation
371.012
 
Description Дисертаційне дослідження присвячене проблемі формування в учнів інтересу до технічних
професій у процесі трудової підготовки. У ході роботи виділені основні компоненти інтересу, які
включають і підсвідомий рівень емоційного сприйняття об`єкта, і усвідомлений, обґрунтований
аспект вибору тієї чи іншої технічної професії випускником неповної середньої школи на основі
сформованого інтересу.
Автором запропоновані рівні сформованості інтересу до технічних професій, критерії їх
визначення. Враховуючи багатокомпонентну природу інтересу, розроблені етапи його
формування, що являють собою структурно-сукупний опис змін окремих критеріїв, що
сприймаються як ціле, тобто інтерес до технічних професій: етап уваги, зацікавленості, вибору, дії.
Автором обгрунтовано та апробовано сутність педагогічних засобів підвищення
ефективності профорієнтаційної роботи щодо формування інтересу до технічних професій,
запропонована методика реалізації даних педагогічних засобів.
В диссертации исследована проблема формирования у учащихся 8-9 классов интереса к
техническим профессиям в процессе трудовой подготовки.
Диссертационное исследование рассматривает возможности формирования интереса к
техническим профессиям как одну из актуальных задач современной школы, поскольку в
условиях новых общественных отношений наблюдается перераспределение кадров в сторону
профессий нематериальной сферы производства, теряется престиж рабочих профессий, не
обеспечиваются квалифицированными кадрами предприятия в отдельных экономических зонах
Украины. Исследование опирается на категорию учащихся 8-9 классов, так как по окончании
неполной средней школы выпускники стают перед проблемой выбора профессии.
Невторостепенную функцию в этом процессе должна выполнять школа. Но система
профориентационной работы не предусмотрена действующими нормативными документами,
потому совершается эпизодически, без системного подхода. Эти аспекты послужили причиной
написания данного исследования.
В ходе работы были выделены основные компоненты интереса, которые включают и
подсознательный уровень эмоционального восприятия объекта, и осознанный, мотивированный
аспект выбора той или иной технической профессии выпускником неполной средней школы на
основе сформированного интереса. Автором предложены уровни сформированности интереса к
техническим профессиям, критерии их определения. Учитывая многостороннюю природу
интереса, которая обоснована как врожденными качествами личности, так приобретенными в
результате жизненного и общественного опыта, разработаны этапы формирования интереса,
представляющие собой структурно-совокупное описание изменений отдельных критериев в
единстве целого, то есть интереса к техническим профессиям: этапы внимания,
заинтересованности, выбора, действия. Поскольку условия формирования интереса зависят от
объективных и субъективных факторов, то основными социально-педагогическими факторами
формирования интереса признаны психофизиологические возможности личности, семья и личный
пример взрослых, учитель, общественное мнение, престиж профессии, средства массовой
информации, сверстники, а также соответствующая организация профориентационной работы в
учебном заведении.
В работе исследованы и апробированы педагогические средства повышения
эффективности профориентационной работы по формированию интереса к техническим
профессиям: усовершенствована программа по трудовому обучению, которая построена по
принципу интеграции и включает профориентационные сведения по многочисленным професиям
группы "человек - техника", а также для дифференциации работы по формированию интереса к
техническим профессиям разработана программа факультативного курса "Основы выбора
технических профессий и специальностей", предложена методика реализации данных
педагогических средств в контексте трудовой подготовки учащихся 8-9 классов.
Научно-исследовательская работа проводилась в три этапа. На начальном этапе были
определены педагогические средства повышения эффективности формирования интереса к
техническим профессиям, разработана экспериментальная программа по трудовому обучению. В
ходе реализации данной программы было установлено, что содержание учебной дисциплины
"Трудовое обучение" непосредственно влияет на формирование интереса именно к техническим
профессиям, но полученные данные не были высокими. На втором этапе исследования мы ввели
факультативный курс "Основы выбора технических профессий и специальностей", что по
результатам контрольных данных значительно повлияло на формирование интереса к
техническим профессиям. В ходе третьего этапа были обобщены данные, которые
свидетельствовали о динамике развития интереса.
В процессе апробации данных экспериментальных факторов было установлено, что
наиболее эффективные условия реализации экспериментальной программы по трудовому
обучению представляют собой синтез бригадной формы организации процесса обучения,
лабораторно-практических работ при использовании задач с творческим компонентом, для
решения которых необходимо активизировать весь запас знаний, в частности предметов
физико-математического цикла. Таким образом, используются и возможности межпредметных
связей. Для реализации факультативного курса автором предложены различные методики по
изучению психофизиологических качеств личности в сопоставлении с требованиями технических
профессий.
Обоснована возможность реализации методики формирования интереса к техническим
профессиям в средних общеобразовательных заведениях Украины.
In the dissertation the problem of formation at pupil of interest to technical trades is investigated
during labour preparation. During work the basic components of interest were allocated which include
also subconscious level of emotional perception of object, and realized, motivated aspect of a choice of
this or that technical trade by the graduate of incomplete high school on the basis of the generated
interest.
The author offers levels syn of interest to technical trades, criterion of their definition. Taking into
account a multilateral nature of interest, which is reasonable as inherent qualities of the person, so
acquired as a result of vital and public experience, the stages of formation of interest representing
structural - as a group the description of changes of separate criteria in unity whole, that is interest to
technical trades are developed: stages of attention, interest, choice, action.
By the author investigate and approve pedagogical ways of increase of efficiency vocational
training of work concerning formation of interest to technical trades, propose a technique of realization of
the given pedagogical ways.
 
Date 2017-09-26T13:31:41Z
2017-09-26T13:31:41Z
1999
 
Type Other
 
Identifier Осипов О. В. Формування в учнів 8 - 9 класів інтересу до технічних професій у процесі трудової підготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Олександр Вікторович Осипов ; наук. кер. М. П. Тименко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 15 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15752
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова