Формування у майбутніх учителів умінь проектувати виховну діяльність
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Формування у майбутніх учителів умінь проектувати виховну діяльність
|
|
Creator |
Коновальчук, Іван Іванович
|
|
Subject |
педагогічне проектування
технологія проектувальної діяльності проектувально-педагогічні уміння навчально-критеріальні проектувальні задачі педагогическое проектирование технология проектировочной деятельности проектировочно-педагогические умения учебно-критериальные проектировочные задачи pedagogical planning technology of activity planning pedagogical-planning skills educational-criterial tasks 378.140 |
|
Description |
Визначаються сутність, зміст, шляхи і засоби формування у майбутніх учителів в процесі загальнопедагогічної підготовки умінь проектувати виховну діяльність. Технологія їх формування базується на системі навчально-критеріальних проектувальних завдань (гностичних, прогностичних, орієнтаційно-пошукових, структурно-змістовних, конструктивних, контрольно-оціночних), які відображають задачі, зміст і алгоритм педагогічного проектування. Рассматриваются содержание, пути и средства формирования в процессе общепедагогической подготовки учителей умений проектировать воспитательную деятельность. Технология формирования проектировочно-педагогических умений основана на организации деятельности, которая отражает основные черты профессионально-педагагогического проектирования. Его задачи и содержание в оптимальном варианте определяет модель проектировочной деятельности. Алгоритм проектирования устанавливает порядок выполнения таких педагогических процедур: диагностическая постановка воспитательных задач, прогнозирование результатов воспитательного воздействия, моделирование и научно-теоретическое обоснование субъект-субъектных воспитательных воздействий, структурирование содержания деятельности, конструирование форм и методов воспитательного взаимодействия, определение способов контроля и оценки воспитательной деятельности. Проектировочно-педагогические умения рассматриваются как степень владения системой умственных и практических действий, направленных на преобразование структурных компонентов воспитательной системы в проект воспитательной деятельности. Таксономия задач формирования проектировочно-педагогических умений определяется их внутренним содержанием: структурные компоненты - усвоение общепедагогических и специальных знаний, функциональные компоненты - осознание задач основных этапов проектирования, технологические компоненты - овладение гибкими навыками выполнения проектировочных действий и операций, индивидуально-психологические компоненты - развитие проективных способностей. Основным критерием оценки сформированности проектировочно-педагогических умений учителя являются уровни продуктивности его проектировочной деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий. Их качественная характеристика устанавливает оценочные показатели развития про- ектировочных умений у студентов в процессе изучения педагогики. Разработанная концептуальная модель определяет три взаимосвязанных модуля цикла обучения: структурного, функционального и технологического, которые отражают содержание научно-теоретической подготовки будущих учителей, основные виды учебной деятельности, ее основные организационные формы и методы, направленные на формирование у студентов умений проектировать воспи- тательную деятельность. На технологическом уровне модель разворачивается соответственно логике перехода от педагогической теории к воспитательной практике, от учебной деятельности к квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, что обуславливает последовательность и взаимосвязь этапов цикла обучения: подготовительный этап, коллективное проектирование целей обучения, самоподготовка студентов, выполнение учебно-творческих заданий, анализ и оценка результатов, проектирование следующего учебного цикла. Системообразующим фактором компонентов учебной деятельности является ее результат - система проектировочно-педагогических умений. Педагогическая технология формирования у будущих учителей умений проектировать воспитательную деятельность представлена системой учебно-проектировочных заданий. Их классификация производится соответственно структуре проектировочной деятельности: гностические, прогностические, ориентационно-поисковые, структурно-содержательные, конструктивные, контрольно-оценочные задания. Подбор заданий производится дифференциированно относительно их разноуровневой сложности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий и системно-моделирующий, что обеспечивает постепенный переход от простых видов деятельности к более сложным, от усвоения элементарных навыков проектирования - к полифукциональным умениям и их систематизации. Разработанная педагогическая технология формирования у будущих учителей умений проектировать воспитательную деятельность прошла апробацию в учебном процессе Житомирского педагогического института им. И.Я.Франко. Результаты формирующего эксперимента подтвердили ее эффективность. Essence, content, ways and means of formation in the process of general pedagogical training of future teachers' skills to plan the educational activity are definedin the thesis. The technology of their formation is based on the system of educational-criterial planning tasks (gnosiological, predictional, reference-searching, structural-contextual, constructive, testing-appreciating), that reflect tasks, content and algorithm of pedagogical planning. |
|
Date |
2017-09-29T12:58:23Z
2017-09-29T12:58:23Z 1999 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Коновальчук І. І. Формування у майбутніх учителів умінь проектувати виховну діяльність : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Іван Іванович Коновальчук ; наук. кер. А. В. Іванченко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 29 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15779 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Поліграфічний центр ЖДПІ імені Івана Франка
|
|