Самостійна робота як засіб удосконалення графічної підготовки майбутніх учителів трудового навчання
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Самостійна робота як засіб удосконалення графічної підготовки майбутніх учителів трудового навчання
|
|
Creator |
Буринський, Володимир Модестович
|
|
Subject |
графічна підготовка
самостійна робота графічна робота графічна задача рівень самостійності графическая подготовка самостоятельная работа графическая работа графическая задача уровень самостоятельности graphic education individual work graphic work graphic task level of independence 378.637 |
|
Description |
У дисертації теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено систему самостійної роботи з креслення студентів вищих педагогічних закладів освіти, спрямовану на вдосконалення їх графічної підготовки. Розроблена система ґрунтується на дидактично обґрунтованому комплексі графічних завдань. Створено класифікацію графічних задач, покладених в основу організації самостійної роботи студентів з креслення, виявлено рівні розвитку самостійності студентів при розв'язуванні графічних задач, визначено критерії і показники сформованості графічних знань та умінь, визначено вплив самостійної роботи студентів з креслення на результативність їх графічної підготовки. Теоретично обґрунтовані й експериментально перевірені результати проведеного дослідження можуть бути використані як науково-методична основа для вдосконалення методики графічної підготовки студентів вищого закладу освіти і, зокрема, для створення нових навчальних посібників з креслення. Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке системы самостоятельной работы по черчению студентов высших педагогических учебных заведений, предназначенной для усовершенствования их графической подготовки. В диссертации показано, что эффект от самостоятельной работы студентов достигается только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе как целостная система, пронизывающая все этапы и формы обучения студентов в высшем учебном заведении. Самостоятельная работа с учебным материалом курса черчения включает, прежде всего, выбор необходимого учебного пособия, нахождение в нем необходимых сведений, а дальше – сравнение и анализ полученной информации с условиями учебных задач. В диссертации обосновано, что обеспечение надлежащих условий для самостоятельной работы студентов по черчению должно осуществляться на основе совокупности педагогических средств, которые определяют содержание и методику осуществления их учебно-познавательной деятельности. Разработанная система самостоятельной работы предусматривает наличие дидактически обоснованного комплекса вариантов графических заданий для выполнения студентами. Методика самостоятельной работы базируется на осознанном отношении студентов к выполнению графических заданий и усвоению необходимых для этого теоретических сведений. Предложенная методика включает типовые способы решения графических задач, обобщенные подходы и алгоритмизацию обучения решению основных типов графических задач. В диссертации разработана классификация графических задач, положенных в основу организации самостоятельной работы студентов по черчению. Предложенная классификация объединяет графические задачи в логически оправданную целостную систему, системообразующим фактором которой выступает преобразование изображений, имеющее место в графической деятельности человека. Диссертантом предложена методика поэтапного формирования умения читать графические изображения на чертежах, раскрыта ее специфика, связанная с речевой и мыслительной деятельностью человека. Это комплексное умение включает умения представить себе объемную форму предмета по его изображению; наличие знаний об условностях и упрощениях, применяемых при выполнении и чтении чертежей; умение давать словесную характеристику изображаемого предмета в определенной последовательности. Для формирования умений и навыков чтения чертежей предложены специальные упражнения, выполняемые студентами на занятиях под непосредственным руководством преподавателя. При этом выделено три стадии обучения чтению чертежей, для каждой из которых раскрыто свое специфическое содержание. Первая стадия предусматривает широкое применение реальных предметов (моделей, деталей). На второй стадии реальные предметы заменяются наглядными изображениями. Третья стадия предполагает чтение чертежей в определенной последовательности. В процессе исследования показано, что не менее существенным моментом в организации самостоятельной работы является своевременное и объективное оценивание ее результатов. В диссертации определен примерный перечень характерных ошибок, наиболее часто допускаемых студентами в процессе выполнения графических работ, и разработаны нормы оценок, что позволяет облегчить преподавателям черчения проверку графических работ студентов и избежать субъективизма в оценивании их результатов. Определены уровни самостоятельности студентов при решении графических задач, критерии и показатели сформированности графических знаний и умений, влияние самостоятельной работы студентов по черчению на результативность их графической подготовки. В исследовании предпринята попытка дать авторскую трактовку понятий “самостоятельная работа”, “графическая задача”, “графическое преобразование” и ряда других. В процессе опытно-экспериментальной работы определено три уровня, характеризующих отношение студентов к самостоятельной работе: побудительный, ситуативный и творческий. Каждый из этих уровней характеризует особенности и содержание самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, их мотивацию и умение организовать самостоятельную работу. По результатам экспериментальных материалов можно судить о высокой степени корреляции между результатами усвоения учебного материала курса черчения и сформированностью самостоятельности студентов. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные результаты проведенного исследования могут найти применение в качестве научно-методической основы для дальнейшего совершенствования процесса графической подготовки студентов высших педагогических учебных заведений и, в частности, при создании новых учебных пособий в виде сборников заданий по черчению. В значительной степени этому должны способствовать разработанные и обоснованные в диссертации требования к учебным пособиям по черчению. The thesis is dedicated to the theoretical substantiation and experimental verification of a system of individual work on technical drawing of the students of higher pedagogical educational institutions, which is aimed on perfection of their graphic education. The designed system of students' individual work is based on didactically substantiated complex of graphic tasks. The classification of graphic tasks was worked out. The organization of students' individual work on technical drawing is based on these tasks. The levels of students' independence progress during solving graphic tasks are determined. Criteria and indices of levels of forming of graphic knowledge and skills are fixed. The influence of students' individual work in technical drawing on results of their graphic education is determined. Theoretically substantiated and experimentally checked results of realized research can be used as scientific and methodical basis for perfection of graphic education of students of higher school and, specifically, for creation of new technical drawing manuals. |
|
Date |
2017-10-02T12:22:00Z
2017-10-02T12:22:00Z 2001 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Буринський В. М. Самостійна робота як засіб удосконалення графічної підготовки майбутніх учителів трудового навчання : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Володимир Модестович Буринський ; наук. кер. Д. О. Тхоржевський ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 16 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15793 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Вид-во "Науковий світ"
|
|