Запис Детальніше

Наукове обґрунтування змісту і проведення лабораторного практикуму з "Технології конструкційних матеріалів" у вищих педагогічних закладах

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Наукове обґрунтування змісту і проведення лабораторного практикуму з "Технології конструкційних матеріалів" у вищих педагогічних закладах
 
Creator Носова, Ірина Олександрівна
 
Subject професійно-педагогічна підготовка
лабораторні роботи
педагогічні умови
методичне забезпечення
комп’ютерні технології
система навчально-пізнавальних задач
профессионально-педагогическая подготовка
лабораторные работы
педагогические условия
методическое обеспечение
система учебно-познавательных задач
компьютерные технологии обучения
professional - pedagogical preparation
laboratory works
methodical maintenance
computer technologists of training
system of teaching-cognitive problems
378.147:371.1:62.22
 
Description Дисертаційне дослідження присвячене вдосконаленню змісту та проведенню
лабораторного практикуму з курсу “Технологія конструкційних матеріалів”.
У роботі теоретично обґрунтовано підходи до відбору змісту лабораторного практикуму,
визначено дидактичні функції та запропоновано методику його проведення у вищих
педагогічних закладах освіти. Встановлено доцільність застосування оновленого методичного
забезпечення лабораторного практикуму з курсу “Технологія конструкційних матеріалів”, що
складається з тематичного плану, посібника та методичних рекомендацій до виконання
лабораторних робіт та контролю якості знань студентів, робочих зошитів та комп’ютерних
матеріалів.
Визначено педагогічні умови та шляхи підвищення ефективності проведення
лабораторних робіт з курсу, що полягають у раціональному використанні різних форм
організації навчальної діяльності студентів, впровадженні системи професійно орієнтованих
навчально-пізнавальних задач та модернізації методичного забезпечення.
Основний зміст роботи викладено у 17 публікаціях.
Диссертация посвящена проблеме совершенствования содержания и методики
проведения лабораторного практикума курса “Технология конструкционных материалов” в
высших педагогических учебных заведениях.
В настоящей работе выполнено исследование и проведен сравнительный анализ
содержания учебных материалов по подготовке специалистов сферы материального
производства на различных образовательных и квалификационных уровнях. На основе
всестороннего анализа содержания школьных программ предмета “Трудовое обучение”
определены тенденции и перспективы его развития. Это дало возможность выявления различий
в осуществлении профессиональной деятельности специалистов производства и учителей
трудового обучения, которые состоят в том, что в профессиональные обязанности учителя
включена необходимость решения общеобразовательных задач обучения и воспитания
подрастающего поколения.
В диссертации определены дидактические функции профессионально ориентированного
лабораторного практикума курса “Технология конструкционных материалов”, которые
обеспечивают передачу и овладение определенной информацией студентами и управление со
стороны преподавателя. На этой основе определены критерии отбора содержания
лабораторного практикума курса “Технология конструкционных материалов” для высших
педагогический заведений и теоретически обоснована его структура. Выявлены основные
факторы, которые влияют на уровень профессионально-педагогической подготовки будущего
учителя в процессе выполнения лабораторных работ, в соответствии с которыми обоснованы
педагогические условия повышения эффективности проведения лабораторного практикума.
В диссертации обоснованы предложенные методические приемы рациональной
организации учебно-познавательной деятельности студентов, которые способствуют развитию
мотивации обучения, эффективному усвоению теоретических знаний и формированию
практических умений, самостоятельности студентов в выполнении поисковой деятельности,
формируют творческие качества и повышают профессиональное мастерство. Подготовлены, с
надлежащим обоснованием, дидактические материалы для методического обеспечения
учебного процесса проведения лабораторного практикума курса “Технология
конструкционных материалов”, а именно: методические и учебные пособия, методические
рекомендации для студентов и преподавателей, компьютерные программы. С целью
организации учебно-познавательной деятельности студентов приведена классификация
системы учебно-познавательных задач и представлены их характеристики. В данной системе
задач разработаны задания позволяющие обеспечить усвоение студентами
технико-технологический понятий дисциплины; развитие мотивации обучения и
аналитико-синетического мышления студентов; формирование практический умений в
выполнении лабораторных опытов, а также дают возможность преподавателю оценить степень
усвоения знаний студентами. Проведен подбор средств модернизации методического
обеспечения учебного процесса, обосновано внедрение компьютерных программ позволяющих
студентам решать учебные задачи, связанные с обработкой и оформлением результатов
лабораторных опытов.
В диссертации представлена, теоретически обоснованная и экспериментально
проверенная, методическая система на основе которой разработаны алгоритмы учебной
деятельности студентов и управляющей деятельности преподавателей, объяснено механизм их
реализации в учебном процессе проведения лабораторного практикума курса “Технология
конструкционных материалов”. Изложена методика экспериментальной работы, а также
результаты констатирующего эксперимента и исследовательско -экспериментальной проверки
доступности эффективности разработанной методики профессионально-педагогической
подготовки будущих учителей трудового обучения.
Результаты исследования, подтвержденные экспериментально, свидетельствуют об
эффективности предлагаемого содержания лабораторного практикума курса “Технология
конструкционных материалов” и методики его проведения в высших педагогических
образовательных заведениях.
Основное содержание работы изложено в 17 публикациях.
The thesis is devoted to a problem of improving preparation of teachers of labour training. It was
grounded the contents of a laboratory practical work in the higher pedagogical educational
establishments is determined. The new technique
of realization of a laboratory practical work was offered on the basis of the rational organization of
educational activity of students, presence of a necessary training-material resources and methodical
maintenance. In the dissertation introduction in practice of training of system of teaching-cognitive
problems and computer technologies of training is scientifically proved.
The contents of research is presented in 17 publications.
Key words: professional - pedagogical preparation, laboratory works, methodical maintenance,
computer technologists of training, system of teaching-cognitive problems.
 
Date 2017-10-11T12:07:01Z
2017-10-11T12:07:01Z
2003
 
Type Other
 
Identifier Носова І. О. Наукове обґрунтування змісту і проведення лабораторного практикуму з "Технології конструкційних матеріалів" у вищих педагогічних закладах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ірина Олександрівна Носова ; наук. кер. О. І. Гедвілло ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 24 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15913
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова