Запис Детальніше

Особливості емоційної регуляції професійної діяльності вчителя в напружених ситуаціях

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Особливості емоційної регуляції професійної діяльності вчителя в напружених ситуаціях
 
Creator Сергєєва, Інесса Вікторівна
 
Subject емоції
емоційні стани
емоційна сфера
емоційна регуляція
емоційна саморегуляція
напруженість
напружені ситуації
педагогічна діяльність
методи саморегуляції
психологічна корекція
эмоции
эмоциональные состояния,
эмоциональная сфера
эмоциональная регуляция
эмоциональная саморегуляция
напряженность
напряженные ситуации
педагогическая деятельность
методы саморегуляции психологическая коррекция
emotions
emotional state
emotional sphere
emotional regulation
emotional self-regulation
strain
strained situation
pedagogical activity
methods of self-regulation
psychological correction
159.9:37.015.3
 
Description Дисертація присвячена дослідженню емоційної регуляції педагогічної діяльності як емоційно
напруженого, складного, творчого виду діяльності. З позицій принципу суб’єктності уточнено
функції емоційної регуляції й саморегуляції на поведінковому та діяльнісному рівнях, а також
розглянуто конструктивний та деструктивний вплив емоцій на педагогічну діяльність. Установлено
зв'язок між особливостями напружених педагогічних ситуацій та характером емоційної регуляції в
них діяльності вчителя. Виявлені властивості емоційної сфери особистості вчителя та емоційної
регуляції його діяльності, які складають комплекс стійких індивідуальних особливостей, що
проявляються в переважних способах емоційного реагування. Розроблено, обґрунтовано та
апробовано програму тренінгу розвитку вмінь емоційної саморегуляції, що є ефективним методом
розвитку особливостей емоційної сфери особистості й емоційної регуляції діяльності педагогів, які
обумовлюють формування адекватних способів емоційного реагування.
В диссертации приведено теоретическое обобщение и новое решение проблемы
эмоциональной регуляции педагогической деятельности как эмоционально напряженного,
сложного, творческого вида деятельности. Установлена связь между особенностями напряженных
педагогических ситуаций и характером эмоциональной регуляции в них деятельности педагога.
Выявлены свойства эмоциональной сферы личности учителя и эмоциональной регуляции его
деятельности, которые составляют комплекс устойчивых индивидуальных особенностей,
проявляющихся в преобладающих способах эмоционального реагирования. Разработана,
обоснована и апробирована программа тренинга развития умений эмоциональной саморегуляции,
являющегося эффективным методом развития особенностей эмоциональной сферы личности и
эмоциональной регуляции деятельности педагогов, обусловливающих формирование адекватных
способов эмоционального реагирования.
Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке
учителей и практических психологов, а также использованы в работе психологической службы в
сфере образования.
В диссертационном исследовании приведен анализ психологической, философской и
педагогической литературы по названной теме. Это позволило рассмотреть основные подходы к
исследованию эмоциональной регуляции деятельности, влияние напряженных ситуаций на
деятельность человека, а также особенности эмоциональной регуляции педагогической
деятельности. Показано, что эмоциональные процессы выполняют регулятивно-воздействующую и
управляющую функции в педагогической деятельности. Особенностью педагогической
деятельности является высокая эмоциональная напряженность, которая может оказывать как
позитивное (стимулирующее), так и негативное (тормозящее) влияние на эффективность
деятельности. Конструктивное и деструктивное влияние эмоций на педагогическую деятельность
представлено с позиций существующих в современной психологии взглядов на проблему
детерминации активности человека.
Напряженные ситуации рассматриваются как условие, позволяющее увидеть различия в
индивидуальных свойствах педагогов, которые в обычных ситуациях не актуализируются и
остаются скрытыми, а также характерные состояния в процессе деятельности, имеющие в
нормальных условиях ограниченное значение для познания ее особенностей.
В констатирующем эксперименте выявлены преобладающие эмоциональные состояния
учителей в напряженных педагогических ситуациях в различных системах отношений. Наиболее
напряженными для педагогов являются ситуации общения с учениками. Прослежена связь между
особенностями напряженных педагогических ситуаций и характером эмоциональной регуляции в
них деятельности педагогов. Показано, что с ростом напряженности педагогических ситуаций до
выраженного и высокого уровней частота аффективного реагирования, необдуманных и
импульсивных действий у педагогов падает в силу переживания состояний остановки, перерыва в
деятельности, из-за чего становится невозможным переход к ее следующему этапу.
Изучены индивидуальные эмоциональные свойства, которые закрепились у педагогов в
результате их эмоционального опыта, относительно стабильного и частого переживания
определенных состояний, а также социально-психологические особенности эмоциональной сферы
педагогов, определяющие способность учителей управлять эмоциональными состояниями в
соответствии с поставленной ими целью деятельности в противоположность склонности
подчиняться течению эмоциональных процессов. Нашла подтверждение гипотеза о существовании
комплексов устойчивых индивидуальных особенностей, состоящих из свойств эмоциональной
сферы личности учителя и эмоциональной регуляции его деятельности и проявляющихся в
преобладающих способах эмоционального реагирования. Два из выявленных комплексов являются
в одинаковой степени непродуктивными в реализации цели педагогической деятельности, третий
характеризуется продуктивной направленностью эмоций.
С целью развития социально-психологических особенностей эмоциональной зрелости
педагогов и их индивидуальных свойств, обусловливающих формирование адекватных способов
эмоционального реагирования, разработана программа тренинга развития умений эмоциональной
саморегуляции, которая решает следующие задачи: активизация процесса самопознания
внутреннего мира; достижение более высокого уровня осознания участниками своего
эмоционального потенциала и личностного эмоционального опыта других людей; достижение
эмоционального катарсиса; осознание учителями роли и значения аффективной сферы личности в
оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья педагога и его
учеников; развитие способности к эмоциональному проникновению и отклику на переживания
другого человека; расширение форм эмоционального реагирования; развитие внутренних средств
автокоррекции, самовосстановления, саморазвития и самообогащения эмоциональной сферы
личности учителя.
Сравнение изучаемых показателей до и после тренинговой работы в контрольной и
экспериментальной группах дало возможность сделать вывод об эффективности предложенной
программы. Показано, что в условиях специального активного обучения существенно повышается
способность педагогов регулировать собственные эмоции в соответствии с целью деятельности и
таким образом влиять на поведение окружающих, адекватность внешнего выражения
эмоциональных состояний, уравновешенность, а также снижается раздражительность,
эмоциональная лабильность, депрессивность, застенчивость учителей.
The thesis is devoted to the researching of emotional regulation of pedagogical activity as an
emotionaly strained, complex and creative type of the activity. The functions of emotional regulation and
self-regulation on the behaviouristic and active stage from the position of subjective approach have been
specified. Constructive and deconstructive influence of the emotions on the pedagogical activity has been
also considered. The connection between the features of strained pedagogical situations and the nature of
emotional regulation of teacher’s activity has been determined. Characteristics of the emotional sphere of
teacher’s personality and the emotional regulation of his activity has been revealed. They form the complex
of stable personal features which has been proved in the prevailed ways of the emotional reaction. The
training program for the development of skills of emotional self-regulation has been worked out. It is the
effective method, which stimulate the development of the peculiarities of the emotional spheres of a person
emotional reaction of teachers’ actions. They make for the formation of the adequate ways of the emotional
reaction.
 
Date 2017-10-19T09:43:34Z
2017-10-19T09:43:34Z
2003
 
Type Other
 
Identifier Сергєєва І. В. Особливості емоційної регуляції професійної діяльності вчителя в напружених ситуаціях : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / І. В. Сергєєва ; наук. кер. В. М. Чернобровкін ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 23 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16002
 
Language uk
 
Publisher Видавництво "АВТОРЕФЕРАТ"