Запис Детальніше

Формування культури навчальної діяльності молодших школярів

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Формування культури навчальної діяльності молодших школярів
 
Creator Кожевникова, Ірина Іванівна
 
Subject культура навчальної діяльності
рівні культури
уміння культури
культуроємкість
проекти культури
критерії і показники культури
культура учебной деятельности
уровни культуры
умения культуры
культуроемкость
проекты культуры
критерии и показатели культуры
culture of learning activities
culture levels
learners culture skills
culture capacity
culture projects
criteria and values of culture
37.01.008
 
Description Дисертація, присвячена проблемі формування культури навчаль-ної
діяльності молодших школярів у загальноосвітній початковій школі. У роботі
визначено поняття: “культура навчальної діяльності”,
“формування культури навчальної діяльності”, “система умінь культури навчальної діяльності”, “культуроємкість навчальної діяльності”,
“коефіцієнт культуроємкості”, “принципи формування культури”.
Розкрита сутність педагогічного управління формуванням культури на
основі співуправління, самоуправління учнів у процесі вивчення навчальних
предметів початкової школи, розроблені проекти культури, наведена технологія
формування культури навчальної діяльності молодших школярів на технологічних
етапах (планування системи уроків, планування уроку, планування проектів
культури, планування самостійної роботи учнів) за розробленими алгоритмами.
Виявлені рівні культури (високий, середній, низький), критерії та показники її
сформованості.
Диссертация посвящена проблеме формирования культуры учебной
деятельности младших школьников в общеобразовательной начальной школе.
Данная проблема проанализирована в зарубежных и отечественных
психолого-педагогических исследованиях, выявлена взаимная связь учебной
деятельности младших школьников с видами культур, которые традиционно
используются учителями в организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе, однако не в системе и вне
связи с критериями сформированности культуры учебной деятельности.
Культура как основа современного образования должна быть в центре внимания
учителя начальных классов на уровне обучения детей всем школьным предметам и
самой организации учебно-воспитательного процесса. Культура учебной
деятельности младшего школьника рассматривается через содержание видов
культур, в каждом из которых выделены основные умения культуры. Определено
понятие “культура учебной деятельности”, раскрыты сущность и содержание
культуры учебной деятельности младшего школьника. Овладение детьми
умениями культуры определяет уровни культуры учебной деятельности младших
школьников. Формирование культуры учебной деятельности младшего школьника
есть овладение им с помощью учителя, родителей и собственных усилий умениями
культуры учебной деятельности. Умения культуры дидактического,
психологического, воспитательного, организационно-управленческого
содержания составляют систему умений культуры младшего школьника, что
характеризует его индивидуально-личностную позицию в обучении и
жизнедеятельности, способствует осознанному проявлению внутренних
состояний личности в учебной деятельности, повышению академических успехов.
В соответствии с логикой формирования культуры учебной деятельности ее
эффективность (культуроемкость) оценивается путем вычисления коэффициента
культуроемкости на основе разработанной в исследовании математической
методики. В диссертации выявлены и сформулированы принципы формирования
культуры учебной деятельности, рассмотрено педагогическое управление
(соуправление, самоуправление ученика) формированием культуры.
Практическое формирование культуры учебной деятельности младших
школьников зависит от влияния культуры воспитания
родителей, педагогической культуры учителя, от его умений планировать
систему уроков, содержание урока, разрабатывать проекты культуры,
организовывать самостоятельную работу детей на основе педагогических
проектов. В диссертации разработаны алгоритмы такого
планирования и проектирования на технологически этапах. Решению проблемы культуры учебной деятельности младших школьников способствует
целенаправленное создание учителем и самими детьми на уроках, других занятиях
необходимого фона культуры, который содержательно зависит от особенностей
учебного материала и возможностей влияния культуры на учебную деятельность
детей. Культура учебной деятельности младших школьников характеризуется
проявленными ими уровнями культуры (высокий, средний, низкий). В диссертации
разработаны качественные характеристики этих уровней. Наличие уровней
культуры потребовало разработки диагностики умений культуры учебной
деятельности детей, выделения критериев и показателей ее
сформированности, диагностики эффективности (результатов)
обучения. В диссертации представлены теоретический
аппарат культуры учебной деятельности, технология формирования культуры
учебной деятельности.
The dissertation is devoted to the problem of developing the culture of learning activities of
children at primary school. In the paper are formulated the definitions of the terms ‟culture of learning
activities„, ‟development of culture of learning activities„, ‟system of culture skills„, ‟culture capacity of
learning„, ‟coefficient of culture capacity„, ‟principles of culture building up„. Given is the essence of
pedagogical management of culture development basing on the common management, self management
in the process of learning the school subjects in the primary school, culture work projects have been
worked out. The technique of culture development in learning activities of primary students has been
created during the technological stages (the planning of the lessons system, the lesson planning, the
culture work projects, planning of pupils independent work due to the algorithms worked out).
Described are culture levels ( high, average, low) and criteria and values of the degree of its development.
 
Date 2017-10-30T10:36:05Z
2017-10-30T10:36:05Z
2003
 
Type Other
 
Identifier Кожевникова І. І. Формування культури навчальної діяльності молодших школярів : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.09 / І. І. Кожевникова ; наук. кер. В. М. Алфімов ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 21 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16087
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова