Запис Детальніше

Навчальний процес з фізики у вимірах синергетичного підходу

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Навчальний процес з фізики у вимірах синергетичного підходу
Учебный процесс по физике в измерениях синергетического подхода
Teaching process in physics in measurements of synergetic approach
 
Creator Сальник, І. В.
 
Subject синергетичний підхід
фізична освіта
відкрита освіта
творчість
розвиток
самоосвіта
інтеграція
синергетический подход
физическое образование
открытое образование
творчество
развитие
самообразование
интеграция
synergetic approach
physics education
open education
creation
development
selfeducation
integration
37.02+378
 
Description Система освіти, як найбільш консервативна, не встигає пристосовуватися до змін, що
відбуваються в усіх галузях життєдіяльності людини. Розрив, який стався в результаті, склав суть
світової кризи освіти. Виникла ситуація, що вимагає не просто змін в методиці викладання окремих
дисциплін, а кардинальних змін в методології освіти взагалі, зокрема й фізичної. Методологічною
основою нової моделі освіти повинен стати синергетичний підхід. Принципи синергетики
відображають сучасні підходи до освіти: відкритість, нестійкість, випадковість, самоорганізація
та цілісність, атракторність, когерентність, емерджентність та ін. Використання
синергетичного підходу в освіті передбачає створення синергетичної моделі освіти. Синергетична
освіта – це самоосвіта, самовизначення, що стимулює людину на реалізацію невикористаних власних
можливостей, розвиває творчі здібності. У пропонованій статті розглядаються методичні
особливості навчання фізики у загальноосвітніх та вищих навчальних закладах на засадах
синергетичного підходу.
Система образования, как наиболее консервативная, не успевает приспосабливаться к
изменениям, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности человека. Разрыв, который
произошёл в результате, составил суть мирового кризиса образования. Возникла ситуация,
требующая не просто изменений в методиках изучения отдельных дисциплин, а кардинальных
изменений в методологии образования вообще, в том числе и физического. Методологической
основой новой модели образования должен стать синергетический подход.
Принципы синергетики отражают современные подходы к образованию: открытость,
неустойчивость, случайность, самоорганизация и целостность, аттракторность, когерентность,
эмерджентность и др. Применение принципов синергетического подхода к учебному процессу по
физике предусматривает изменения во всех его составляющих: содержании, преподавании,
обучении, материальных средствах обучения.
Использование синергетического подхода в образовании предусматривает создание
синергетической модели образования. Синергетическое образование – это самообразование,
самоопределение, которое стимулирует человека на реализацию неиспользованных собственных возможностей, на формирование многомерного, многопланового творческого мышления,
возможность обучения по собственной траектории: разноуровневость и вариативность обучения.
В предлагаемой статье рассматриваются методические особенности обучения физике в
общеобразовательных и высших учебных заведениях на основе синергетического похода.
Синергетический подход к процессу обучения физики может рассматриваться как средство
гуманитаризации образования, с одной стороны, и естественнонаучного образования для
гуманитариев – с другой. Использование синергетики также связывают с возможностью понять и
проявить единство естественных и общественно-гуманитарных наук. Синергетика является
эффективным средством их интеграции. На основе синергетики возможен синтез социально-
гуманитарного и естественнонаучного знания в единую картину мира.
The educational system as the most conservative doesn’t have time to adapt to the changes occurring
in all areas of human activity. As a result, there was a gap that was the essence of the global crisis of
education. This situation requires not a change in the methods of teaching particular subjects, but radical
changes in methodology of education in general, including the physics. Synergetic approach should be a
methodological basis of this new educational model.
 
Date 2018-01-17T07:21:37Z
2018-01-17T07:21:37Z
2017
 
Type Article
 
Identifier Сальник, І. В. Навчальний процес з фізики у вимірах синергетичного підходу / І. В. Сальник // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 3 : Фізика і математика у вищій і середній школі : зб. наук. праць. - Київ : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2017. - Вип. 18. - С. 87-94.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/17480
 
Language uk
 
Publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова