Запис Детальніше

Несприятливий прогноз розвитку дитини раннього віку як чинник порушення емоційного стану батьків

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Несприятливий прогноз розвитку дитини раннього віку як чинник порушення емоційного стану батьків
 
Creator Андрейко, Богдана Володимирівна
 
Subject психоемоційна сфера
емоційний стан
ранній дошкільний вік
порушення психофізичного розвитку
психокорекція
психотерапія
психокоррекция
психоэмоциональная сфера
емоциональное состояние
ранний дошкольный возраст
нарушения психофизического развития
psycho-emotional sphere
state emotional
early age
disorders in psychophysical development
psychocorrection
psychotherapy
159. 942-022.334-055.52:159.922.76 + 043.5
 
Description Дисертаційне дослідження присвячено вивченню особливостей,
порушення та корекції емоційних станів батьків дітей раннього віку з
несприятливим прогнозом психофізичного розвитку. Представлені основні
засади та аспекти до оцінювання особливостей та чинників порушення
психоемоційної сфери батьків.
На основі виявлених особливостей емоційної сфери батьків розроблено та
апробовано комплексну двоблочну програму психологічної та
психотерапевтичної допомоги, яка охоплює етапи діагностичної,
психокорекційної, психотерапевтичної та консультативної роботи щодо
профілактики та корекції порушення емоційних станів у батьків дітей раннього
віку з порушеннями психофізичного розвитку.
Отримані результати статистично підтверджують ефективність
проведеної психокорекційної та психотерапевтичної роботи.
Диссертационное исследование посвящено важной научной проблеме,
которая заключается в изучении особенностей, нарушений и коррекции
эмоциональных состояний родителей детей раннего возраста с
неблагоприятным прогнозом психофизического развития.
Особенности эмоциональной сферы родителей сгруппированы в шесть
блоков: "социально-психологический", "личностно-психологический",
"психофизиологический", "особенности семьи", "родительское отношение" и
"диагноз ребенка или наличие нарушения развития".
Разработан комплекс диагностических процедур для выявления
особенностей психоэмоциональной сферы и нарушения эмоциональных
состояний родителей детей с психофизическими нарушениями. Выявлено
статистически значимые различия между показателями, что является
подтверждением гипотезы о том, что неблагоприятный прогноз развития
ребенка влияет на эмоциональные состояния родителей. У родителей детей с
неблагоприятным прогнозом психофизического развития, по сравнению с
родителями здоровых детей, больше выражено чувство вины,
раздражительность, подозрительность, физическая агрессия, фрустрация,
хроническая усталость, физический и когнитивный дискомфорт, тревожность,
депрессия и значительно более низкие показатели самочувствия и настроения.
Доказано, что одним из факторов нарушения эмоциональной сферы родителей
детей с психофизическими нарушениями является наличие/отсутствие диагноза
заболевания.
Установлено, что для родителей детей с психофизическими нарушениями
раннего возраста нарушение эмоциональной сферы связано с негативизмом,
снижением настроения, повышением тревожности и депрессией. Доказано, что
рост уровня тревожности у родителей детей психофизическими нарушениями
раннего возраста повышает уровень их раздражения, обиды, подозрительности,
чувства вины, физического дискомфорта. С ростом хронической усталости
снижается общее настроение родителей, но растет их стремление
инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную
несформированность.
Установлено и статистически доказано, что весомыми детерминантами и
основными факторами нарушения эмоционального состояния родителей детей
с нарушениями психофизического развития являются: наличие и постановка
окончательного диагноза, которая в отдельных семьях может длиться от
рождения ребенка и до пяти лет из-за наличия множественных комплексных
нарушений; чувство вины, которое преследует родителей и порождает
негативные и деструктивные эмоциональные состояния; фрустрация и
хроническая усталость, которую испытывают и переживают родители в период
воспитания особенного ребенка. На основе выявленных особенностей эмоциональной сферы родителей
разработана и апробирована комплексная программа психологической и
психотерапевтической помощи, которая охватывает этапы диагностической,
психокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работы, по
профилактике и коррекции нарушения эмоциональных состояний у родителей
детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития.
Експериментальная программа включала два блока: 1) психолого-
консультативный и диагностический; 2) психотерапевтический.
Статистически доказана эффективность программы коррекции
нарушенных эмоциональных состояний у родителей, которые имеют детей
раннего дошкольного возраста с нарушением психофизического развития.
The dissertation is devoted to an important scientific problem, which consists
in the study of an unfavorable prognosis of the development of an early childhood, as
a factor in the disruption of the emotional state of the parents. The results of the
theoretical analysis of the problem of psychological support of parents of children
with developmental disorder showed the basic principles and aspects of evaluation of
the psychoemotional sphere of parents, and the formation on the basis of the analyzed
reasoned methodological base of the dissertation research.
On the basis of the revealed features of the emotional sphere of parents, a
complex two-part program of psychological and psychotherapeutic care. Various
forms of psychological work with them are aimed at successfully overcoming the
destructive states' parents: individual and family counseling, psychotherapeutic and
group work, presented in stages in the author's program of psychological and
psychotherapeutic care parents of children with special needs.
The obtained results of the dissertation research statistically confirm the
effectiveness of the psychocorrection and psychotherapeutic work.
 
Date 2018-02-27T10:31:19Z
2018-02-27T10:31:19Z
2017
 
Type Other
 
Identifier Андрейко, Б. В. Несприятливий прогноз розвитку дитини раннього віку як чинник порушення емоційного стану батьків : автореф. дис. ... канд. психол. наук. 19.00.08 / Богдана Володимирівна Андрейко ; [Наук. кер. К. О. Островська] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18085
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова