Запис Детальніше

Феномен фемінності у сучасній культурі

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Феномен фемінності у сучасній культурі
 
Creator Буланова-Дувалко, Людмила Федорівна
 
Subject фемінність
гендер
нормативна гетеросексуальність
б’ютифікація
феміністична філософія
стереотип
тілесність
фемінна ідентичність
культурні практики
феминность
гендер
нормативная гетеросексуальность
бьютификация
феминистская философия
стереотип
телесность
феминная идентичность
культурные практики
femininity
gender
normative heterosexuality
beautification
feminist philosophy
stereotype
corporeality
feminine identity
cultural practices
141.319.8:130.2-055.2(043.3)
 
Description Дисертаційна робота є одним із перших комплексних культурно-
філософських досліджень феномену фемінності в контексті феміністичної
філософії.
Концептуальне осмислення таких аспектів функціонування категорії
жіночості, як нормативна гетеросексуальність, конвенційна привабливість,
лукізм, б’ютифікація, ідеалізація досвіду материнства, гендерний розподіл
домашньої праці, економічна експлуатація здійснюється на теоретико-
методологічній основі феміністичних версій феноменології та психоаналізу.
Поєднання теоретичних дискурсів кількох філософських напрямів в аналізі
естетичних репрезентацій фемінності дозволило повніше осмислити механізми
конструювання та трансляції стереотипних образів жіночості у культурно-
історичній динаміці та обґрунтувати перспективи змістотворчого потенціалу
феномену фемінності для презентації нових моделей фемінної ідентичності, не
обмежуваних нормами патріархального світогляду.
Диссертационная работа является одним из первых комплексных
культурно-философских исследований феномена феминности в контексте
феминистской философии.
Дискурсу патриархальной традиции западноевропейской философии
присуще уничижительное утверждение категории феминности в
эссенциалистском ракурсе, рассмотрение её исключительно в рамках
концептуальной дихотомии мужское / женское и позиционирование
феминности в качестве причины природности женской подчиненной позиции.
Такой подход оправдывает фаллоцентрическую эксплуатацию женщин,
определяет скрытые, но незыблемые предписания относительно роли женщины
в обществе, обесценивает её опыт, способность к познанию, модели поведения
и даже черты характера.
Плодотворным материалом для рефлексии об истоках и механизмах
конструирования гендерных стереотипов в обществе являются практики
художественной и бытовой культуры, репрезентирующие культурные паттерны
и метасообщения, а также произведения искусства, критически анализирующие
наличествующие социальные проблемы. Соответственно, цель исследования
состоит в обосновании культурно-философской концепции феминности на
основе анализа культурных и художественных практик ХХ и ХХІ столетия в
контексте феминистской философии. Концептуальное осмысление таких аспектов функционирования
категории женственности, как нормативная гетеросексуальность,
конвенциональная привлекательность, лукизм, бьютификация, идеализация
опыта материнства, гендерное разделение домашнего труда, экономическая
эксплуатация осуществляется на теоретико-методологической основе
феминистских версий феноменологии и психоанализа.
На основании обращения к таким областям визуальной культуры как
реклама, декоративно-прикладное искусство мода, а также сферам культуры
повседневности – домохозяйству, материнству и телесным практикам –
охарактеризовано стратегии продуцирования женских идентичностей и
выявлено ряд перманентно воспроизводимых образных стереотипов
феминности.
Анализ философско-мировоззренческого контекста выполнения
женщинами репродуктивного труда в западноевропейской, американской и
советской визуальных культурах на хронологической дистанции от Второй
Мировой войны до сегодняшнего времени позволил выделить такие
стереотипные образы феминности: патриархальная женщина, «идеальная
домохозяйка», образ советсткой эмансипированной женщины-труженицы, а
также современная суперженщина. Равным образом, исследование
содержательного пространства рекламы дало возможность типологизировать
следующие репрезентации феминности: домохозяйка, заботливая мать,
сексуальный объект, феминистка и жертва, характерные для отечественного
медиа пространства; искусная домоправительница, поглощенная чувством
вины мать, беззаботная девушка-флеппер и суперженщина, свойственные
зарубежному дискурсу рекламы.
В свою очередь, индустрии моды присущи такие методы
культивирования нормативной феминности как регуляционно-
коммуникативная функциональность, прививание поведенческих черт
женственности с помощью специфических опытов телесности, а также
сексуализация детства. Для дискурса декоративно-прикладного искусства
характерно использование следующих стратегий воспитания феминности:
обесценивание собственных достижений самыми мастерицами, чувство
неполноценности, сомнения в собственном таланте, а также привыкание к
переживаниям телесных ограничений – терпению, уравновешенности и
сосредоточенности, ассоциированных со стереотипными образами
нормативной феминности. Реализации типовых сценариев выполнения
женщинами материнской роли свойственны такие методы как общественное
поощрение и обязательность выполнения своей репродуктивной роли,
идеализация и нормативность этого опыта, исключительная ответственность за
контроль рождаемости. Кроме того, ключевым механизмом культурного
прививания нормативной феминности женским объективированным телам
телесными практиками повседневности является дисциплинарность.
Как следствие, сочетание теоретических дискурсов нескольких
философских течений в анализе эстетических репрезентаций феминности
позволило полнее осмыслить механизмы конструирования и трансляции стереотипных образов женственности в культурно-исторической динамике и
обосновать перспективы смыслотворческого потенциала феномена феминности
для презентации новых моделей феминной идентичности, не
ограничивающейся нормами патриархального мировоззрения.
The dissertation is one of the first complex cultural and philosophical studies of
the phenomenon of femininity in the context of feminist philosophy. The conceptual
understanding of such aspects of the womanhood as normative heterosexuality,
conventional attractiveness, lookism, beautification, idealization of motherhood
experience, gender division of household labor, economic exploitation is realized on
the theoretical and methodological basis of the feminist versions of phenomenology
and psychoanalysis. The combination of theoretical discourses of several
philosophical trends in the analysis of the aesthetic representations of femininity
allowed to understand profoundly the mechanisms of formation and maintaining of
the stereotypical feminine images through the dynamics of culture and history, to
justify the perspectives of the sense-constructive potential of womanhood for the
presentation of new models of feminine identity, which is not limited to the norms of
patriarchal ideology.
 
Date 2018-03-02T14:25:48Z
2018-03-02T14:25:48Z
2017
 
Type Other
 
Identifier Буланова-Дувалко, Л. Ф. Феномен фемінності у сучасній культурі : автореф. дис. … канд. філос. наук 09.00.04 / Людмила Федорівна Буланова-Дувалко ; [наук. кер. Г. С. Мєднікова] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 19 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18233
 
Language uk
 
Publisher НПУ імені М.П. Драгоманова