Ідея громадянського суспільства (І. Кант та Е. Левінас)
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Ідея громадянського суспільства (І. Кант та Е. Левінас)
|
|
Creator |
Герасименко, Дар'я Григорівна
|
|
Subject |
ідея
громадянське суспільство суспільні відносини громадянський стан суб’єкт-суб’єктна взаємодія філософський дискурс категоричний імператив Інший діалог обличчя идея гражданское общество общественные отношения гражданское состояние субъект-субъектное взаимодействие социально-философский дискурс категорический императив Другой диалог лицо idea civil society social relations civil condition subject-subject interaction social and philosophical discourse categorical imperative the Other dialogue the face |
|
Description |
Дисертація присвячена дослідженню ідеї громадянського суспільства та її ролі в історії філософії і подальшому впливі на становлення та розвиток філософського дискурсу. Проведено аналіз теоретичних та методологічних засад здійснення дослідження ідеї громадянського суспільства як фундаментального поняття сучасного філософського дискурсу, яке наділено великою кількістю функцій по відношенню до соціуму. Встановлено зв’язки з попередніми та послідуючими течіями, концепціями мислителів, що підтверджують історичну обумовленість даної категорії. Виведено основні засади громадянського суспільства, згідно із вченнями Канта та Левінаса. Виведено загальні критерії громадянського суспільстві, які висуває соціум по відношенню до останнього та здійснено їх співставлення із ідеями, висловленими Кантом та Левінасом. Доведено, що підхід впровадження ідеї громадянського суспільства за Кантом та Левінасом та моделі суспільних взаємовідносин, виведеної на основі моделей суб’єкт-суб’єктної взаємодії, можуть бути застосованими по відношенню до сучасного суспільства. Проаналізовано можливі вектори розвитку громадянського суспільства як категорії, що набула ідеологічного значення для життя соціуму та означене місце концепцій Канта та Левінаса у визначенні подальшого розвитку громадянського суспільства. Диссертация посвящена исследованию идеи гражданского общества и его роли в истории философии, дальнейшем его влиянии на становление и развитие философского дискурса. Граждаское общество в работе принимает характеристику не идеальной модели общественных отношений, а формы постоянной трансформации этих отношений согласно с критериями гражданственности и демократичности, присущих в общественном сознании. Однако, в исследование должное внимание уделяется теоретической составляющей формирования понятия гражданского общества, которое изначально выступало в роли идеала, который может быть достигнут. Именно такое понимание идеи гражданського общества знаменует поворот характерный для эпохи Просвещения и доминирующий в философском дискурсе вплоть до второй половины ХХ столетия. На смену понимания гражданского общества как конечной цели развития общественных отношений приходит представление о том, что гражданское общество являет собой многообразие моделей, критерии которых могут варьироваться, сохраняя при этом общие принцыпы «гражданственности» Данная трансформация взглядов изложена в диссертационном исследовании и показаны возможные пути развития, в зависимости от выбранной модели. Проведен анализ теоретических и методологических основ проведения исследования идеи гражданского общества как фундаментального понятия современного философского дискурса, которое наделено большим количеством функций по отношению к социуму. Гражданское общество рассматривается не только как понятие, пришедшее в философский дискурс при определенных условиях (теоретически-исторический поход), а и как понятие, с одной стороны, подверженное трансформации в виду постоянного развития общественных отношений и трансформирущее представление о модели общественных отношений, с другой (практически-исторический поход). В виду рассмотрения гражданского общества с точки зрения первого похода, установлены связи с предыдущими и последующими течениями, концепциями мыслителей, подтверждающие историческую обусловленность данной категории. Выведены основные принципы гражданского общества, согласно учениями Канта и Левинаса. Согласно применения второго похода, определена сущность идеи гражданского общества для современного социума и возможные направления развития гражданского общества. Выведены общепринятые критерии гражданского общества, которые выдвигает социум по отношению к последнему и осуществлено их сопоставление с идеями, высказанными Кантом и Левинасом. Доказано, что подход внедрения идеи гражданского общества по Канту и Левинасу и модели общественных отношений, выведенные на основе моделей субъект-субъектных взаимодействий, могут быть применены и по отношению к современному обществу. Модель субъектно-субъектных отношений по Канту, в которой субъект рассматривается как таковой, для котрого присущи единые для всех мыслящих существ способности разума, становится отправной точкой для ряда дальнейших, принятых считатся класическими, теорий гражданського права и демократического режима. В свою очередь, данные теории сталкиваются с критикой, вызванной несоответствием выдвигаемых в них идеалов и реалий жизни общества. Здесь, как ни кстати приходится модель субъект-субъектных отношений, применимая к общественным отношениям, изложенная в трудах Левинаса. Последняя, как показанно в ходе исследования, может служить новым вектором для определения путей развития и перспектив современного гражданського общества благодаря своїй сравнительной гибкости и подходу, который выходит за рамки классической рациональности и традиционной этики, сохраняя при этом изначальную идею гражданського общества. Таким образом, в работе проанализированы возможные векторы развития гражданского общества как категории, которая приобрела идеологического значение для жизни социума и обозначено место именно концепций Канта и Левинаса в контексте определения дальнейшего развития гражданского общества. На этом практическая ценность исследования не заканчивается, поскольку за основу критерий, которые выдвигает общество по отношению к понятию гражданственности и демократии взяты документы, которые хоть и не несут законодательной силы, но излагают общие принципы, единые для держав западного мира. В работе совершается сопоставление критериев, присущих пактам и документам, имеющим влияние на определение целей и путей достижения состояния гражданського общества (возможность чего не рассматривается в работе как реально-достижимая, а выступает в роли характеристики общественного сознания и восприятия в нем идеи гражданського общества) в пределах западного мира с класическими постулатами, выдвинутыми еще Кантом и его последователями. Анализируется в какой степени критерии поменяли свою трактовку, в силу трансформаций, которые произошли в пределах общества и общественного сознания. На конкретних примерах наглядно показано каким образом классические постулаты гражданского общества по Канту также присутствують в перечне критерий документов регулирующих общественные отношения в современных реалиях.Таким образом, можно заключить, что работа представляет собой целостный и довольно таки обширный анализ гражданського общества, как модели, применяемой для определения общественных отношений сегодня. This research focuses on the idea of civil society and its role in the history of philosophy and the subsequent impact on the formation and the development of the Western philosophical discourse. There is an analysis of the theoretical and methodological basis of the research on the idea of civil society as a fundamental concept of modern philosophical discourse, which is endowed with a lot of functions in relation to society, represented in the research. There are relationships with previous and subsequent streams, thinkers’ concepts, confirming the historical conditioning of this category revealed in the work. The basic principles of the civil society are derived, in accordance with the thoughts of Kant and Levinas. There is a general criteria that is derived by the civil society that puts social groups in relation to the latter and makes their comparison with the ideas expressed by Kant and Levinas. It is proved that the approach based on Kant and Levinas’ ideas of the civil society and patterns of social relationships derived from subject-subject interaction models, is relevant to the relation existing in the modern society. There were all possible vectors of development of the civil society investigated as a category that has gained an ideological importance for social life and underlined the role of Kant and Levinas’ concepts in terms of determining the further development of the civil society. |
|
Date |
2018-03-15T12:57:17Z
2018-03-15T12:57:17Z 2017 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Герасименко, Д. Г. Ідея громадянського суспільства (І. Кант та Е. Левінас) : автореф. дис. ... канд. філос. наук. 09.00.05 / Дар'я Григорівна Герасименко ; [Наук. кер. М. Ю. Савельєва] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 18 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18369 |
|
Language |
uk
|
|