Запис Детальніше

Підготовка майбутніх учителів технологій до педагогічної діяльності у позашкільних навчальних закладах

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Підготовка майбутніх учителів технологій до педагогічної діяльності у позашкільних навчальних закладах
 
Creator Шереметьєва, Світлана Геннадіївна
 
Subject підготовка учителів технологій
вища освіта
вищі навчальні заклади
позашкільна освіта
позашкільні навчальні заклади
подготовка учителей технологий
высшее образование
высшие учебные учреждения
внешкольное образование
внешкольные учебные учреждения
technology teacher training
higher education
higher education establishments
after-school education
after-school education establishments
378.011-051:62/69:374
 
Description Дисертаційне дослідження присвячене проблемі підготовки майбутніх учителів технологій до педагогічної діяльності у позашкільних навчальних закладах.
Розглянуто історико-педагогічні основи підготовки майбутніх учителів технологій до педагогічної діяльності, здійснено аналіз педагогічної діяльності у позашкільних навчальних закладах. Окрему увагу приділено підготовці педагогів позашкільної освіти на прикладі Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова.
Визначено структуру підготовки майбутніх учителів технологій до педагогічної діяльності у позашкільних навчальних закладах. З’ясовано, що особливе значення займає професійна підготовки майбутніх педагогів, що здійснюється за спеціалізацією «позашкільна освіта» і включає три рівні: перший (інформаційний), другий (практичний), третій (фаховий).
Розроблено сучасний зміст, форми та методи підготовки майбутніх учителів технологій до педагогічної діяльності у позашкільних навчальних закладах.
Проанализировано состояние подготовки будущих педагогов системы внешкольного образования в теории и педагогической практике. Установлено, что проблема является актуальной. Важность ее разработки определяется развитием системы внешкольного образования, необходимостью подготовки педагогических кадров для внешкольных учебных учреждений.
С целью улучшения ситуации в кадровом обеспечении системы внешкольного образования в высших учебных учреждениях введена специализация «внешкольное образование».
Обобщение теоретических подходов и анализ практики показали, что подготовка будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях – это целенаправленный процесс и результат получения квалификации по специализации «внешкольное образование».
Исследованием установлено, что в современных условиях ключевой в подготовке будущих учителей технологий для системы внешкольного образования является подготовка, которая осуществляется по отрасли знаний 01 Образование / Педагогика, специальности 014 Среднее образование. Трудовое обучение и технологии, специализации «внешкольное образование».
Представлены историко-педагогические аспекты подготовки будущих учителей технологий к работе во внешкольных учебных учреждениях в системе высшего образования.
Раскрыта деятельность высших учебных учреждений по подготовке будущих учителей технологий к работе во внешкольных учебных учреждениях на примере Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова.
Определена структура подготовки будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях. Выяснено, что особое значение в подготовке будущих педагогов внешкольного образования имеет 3-х уровневая структура подготовки, включающая следующие уровни:
Первый уровень – информационный – 1–4 семестр – ознакомление будущих педагогов внешкольного образования с основами будущей профессиональной деятельности, учебным материалом по общеобразовательным дисциплинам, формирование у них начальных умений и навыков.
Второй уровень –практический – 5–8 семестр – конкретизация учебного материала по специализации «внешкольное образование», углубление будущими учителями технологий знаний, умений и навыков педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях.
Третий уровень – профессиональный – 9–12 семестр – профилирование подготовки будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях, дальнейшее углубление учебного материала, овладение системными знаниями, умениями и навыками по специальности «внешкольное образование».
В процессе исследования разработано содержание, формы и методы подготовки будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях.
Установлено, что современное содержание подготовки будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях состоит из четырех взаимосвязанных структурных компонентов, а именно:
образовательный компонент содержания подготовки, основанный на усвоении студентами совокупности общеобразовательных, фундаментальных и профессиональных знаний, основ внешкольного образования и проектирования педагогического процесса во внешкольных учебных учреждениях;
деятельный компонент содержания подготовки, основанный на формировании у будущих учителей технологий комплекса умений и навыков организации и осуществления педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях;
творческий компонент содержания подготовки, характеризующий расширение опыта творческой работы, разработку и выполнение творческих заданий по вопросам внешкольного образования, деятельности во внешкольных учебных учреждениях;
мотивационный компонент содержания подготовки, выражает осознанное отношение будущего педагога внешкольного образования к педагогической деятельности, его роли в решении актуальных проблем подготовки подрастающего поколения.
При подготовке будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях наряду с классическими формами и методами работы целесообразно использование инновационных. Среди них: тренинги, индивидуальное консультирование, проблемный семинар, творческая самостоятельная работа, спецкурс-практикум, экскурсии, деловая игра, исследовательская работа, мастер-класс, творческие конкурсы и тому подобное.
Экспериментально проверено уровень подготовки будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях. Установлено, что уровень подготовки будущих учителей технологий к педагогической деятельности во внешкольных учебных учреждениях по знаниевому, практическому и мотивационному компонентам в экспериментальных группах по сравнению с контрольными существенно выше.
The thesis is devoted to the issue of future technology teachers training to equip them to teach activities in after-school education. Historical and pedagogical foundations of preparation of future teachers of technology for teaching activities, the analysis of after-school educational activities in schools were considered. The content of training future teachers of technology to educational activities was determined, forms and methods of training future teachers of technology for teaching activities in the after-school establishments were developed, the componenents to improve the quality of future teachers of technology were reviewed. The method for improving the quality of training of future teachers of technology to educational activities, which is based on structural-component analysis of indicators of student academic achievements has been developed with the level of the developing of professional competence as selected evaluation criteria according to the following indicators: knowledge, practical, and motivational.
 
Date 2018-03-20T08:46:14Z
2018-03-20T08:46:14Z
2017
 
Type Other
 
Identifier Шереметьєва, С. Г. Підготовка майбутніх учителів технологій до педагогічної діяльності у позашкільних навчальних закладах : автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Світлана Геннадіївна Шереметьєва ; [Наук. кер. Т. В. Биковський] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18387
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова