Організація індивідуального психолого-педагогічного супроводу дітей молодшого шкільного віку з комплексними порушеннями розвитку
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Організація індивідуального психолого-педагогічного супроводу дітей молодшого шкільного віку з комплексними порушеннями розвитку
|
|
Creator |
Гладких, Наталя Вячеславівна
|
|
Subject |
комплексні порушення розвитку
індивідуальне навчання корекційно-педагогічна робота індивідуальний психолого- педагогічний супровід комплексна діагностика індивідуальна навчальна програма індивідуальний календарно-тематичний навчальний план опорно-рухове порушення зорове порушення порушення інтелектуального розвитку комплексные нарушения развития индивидуальное обучение коррекционно-педагогическая работа индивидуальное психолого- педагогическое сопровождение комплексная диагностика индивидуальная учебная программа индивидуальный календарно-тематический учебный план опорно-двигательное нарушение нарушения зрения нарушения интеллекта multiple disabilities correctional and pedagogical work psychological and pedagogical support complex assessment individual educational program individual calendar and thematic curriculum motor disability visual impairment intellectual disability 376.015.3-056.36-053.66 (043.3) |
|
Description |
Дисертаційна робота присвячена проблемі індивідуального психолого- педагогічного супроводу дітей з комплексними порушеннями розвитку. У дослідженні розглянуто сучасні підходи до визначення сутності понять «психолого-педагогічний супровід», «комплексні порушення розвитку». Укладено комплексну діагностичну психолого-педагогічну методику, яка дозволила визначити рівень розвитку навичок моторної, зорової та інтелектуальної сфер дитини. Визначено організаційні, діагностичні, дидактичні, корекційно-розвивальні, соціально-реабілітаційні умови впровадження індивідуального психолого-педагогічного супроводу. Виявлено, що умови впровадження індивідуального психолого-педагогічного супроводу істотно впливають на корекційно-педагогічний процес та визначають його ефективність. Розроблено та описано етапи організації індивідуального психолого- педагогічного супроводу даної категорії дітей: пропедевтичний етап, етап діагностики та визначення рівня функціонування дитини; етап розробки індивідуального календарно-тематичного навчального плану / розробки індивідуальної навчальної програми та його реалізації; етап контролю та внесення змін. Апробовано структуру індивідуального психолого-педагогічного супроводу та доведено її ефективність. Диссертация посвящена проблеме индивидуального психолого- педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями развития. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработкой научно-методических основ внедрения индивидуальной формы обучения детей с тяжелыми формами комплексных нарушений развития. Рассмотрено современные подходы к определению содержания понятия «психолого-педагогическое сопровождение» и научно-методических основ его реализации по отношению к детям с комплексными нарушениями развития. В коррекционной педагогике и специальной психологии индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как прямое или опосредствованное влияние на ребенка и семью, которое реализуется в различных формах. Упорядочена классификация и категориальный аппарат исследования, систематизированы термины, обозначающие различные варианты сочетания психофизических нарушений, и определен наиболее точный термин «комплексные нарушения развития». Составлена комплексная диагностическая психолого-педагогическая методика, позволившая определить уровень развития навыков двигательной, зрительной и интеллектуальной сфер ребенка. Разработаны показатели развития каждой сферы и критерии их сформированности. Для моторной сферы это - состояние хватательных движений, двигательных возможностей ребенка, мышечного тонуса, подвижности кистей рук, дифференцированных движений пальцев, согласованности действий рук, подражательных движений рук, ритмичности движений рук и предметно-практических действий. Для зрительной сферы это - состояние зрительного внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации, навыков ориентировочно-исследовательской деятельности, восприятия цветов, восприятие формы и величины. Для интеллектуальной сферы - состояние сравнительного анализа, навыков обобщения, способности устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. Определены организационные, диагностические, дидактические, коррекционно-развивающие и социально-реабилитационные условия реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Разработаны и описаны этапы организации индивидуального психолого- педагогического сопровождения данной категории детей, предложено содержание пропедевтического периода обучения. Организационная структура сопровождения опирается на такие специальные коррекционно-педагогические принципы: перехода от пассивного к активному обучению, постоянной поддержки и мотивации, комплексного взаимодействия участников коррекционно-педагогического процесса, использования тотальной коммуникации и поддержки коммуникативного взаимодействия. Опробированы условия организации индивидуального психолого- педагогического сопровождения, его структура и доказана их эффективность. The relevance of the research topic is stipulated by insufficient scientific and methodological background for introducing individual form of education for children with severe forms of multiple developmental disabilities. The author systematizes the classification, basic concepts and terminology used in reference to different combinations of mental and physical disabilities, offering the most precise Ukrainian language name for multiple disabilities and its definition. The thesis provides detailed description of particular features in development of a child with combined visual, motor and intellectual disability. The author also defines major preconditions for effective implementation of the individual special educational support for children with multiple disabilities, which include organizational, diagnostic, didactic, corrective-developing and socialrehabilitation conditions. The organizational stages of the individual psychological and pedagogical support for this category of children was developed and described. The content of the propaedeutic training period according to three functional levels was suggested. The preconditions for the organization of individual psychological and pedagogical support, its structure and their effectiveness were consequently tested and confirmed. |
|
Date |
2018-04-05T06:36:38Z
2018-04-05T06:36:38Z 2017 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Гладких, Н. В. Організація індивідуального психолого-педагогічного супроводу дітей молодшого шкільного віку з комплексними порушеннями розвитку : автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.03 / Наталя Вячеславівна Гладких ; [Наук. кер. К. О. Глушенко] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 19 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18599 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
НПУ імені М. П. Драгоманова
|
|